Мондрус Лариса

Мондрус Лариса
Не моя вина

Подождите, идёт загрузка

Лариса Мондрус родилась в Латвии в 1942 году.

Лариса Мондрус!.. Звезда № 1 советской эстрады конца 60-х - начала 70-х годов. И первое, что всплывает в памяти - её неувядающий шлягер "Синий лён"...Однако первый успех пришёл к ней ещё в начале 60-х, когда юная выпускница 22-й рижской школы стала солисткой знаменитого на весь Советский Союз Рижского эстрадного оркестра (РЭО). Тогда же она вышла замуж за Эгила Шварца - композитора, музыканта и руководителя РЭО. И вот уже сорок лет (!) эта красивая пара демонстрирует нам издалека яркий пример многолетней любви и глубокой привязанности.

Рижская эстрада той эпохи была однозначно ориентирована на западную музыку, на стиль симфо-джаза, на оркестры Г.Миллера, Г.Джеймса, С.Кентона. Надо сказать, что в Латвии и в смрадные годы послевоенных репрессий, и много позже никто не пытался "разгибать саксофоны". В то время как в Москве и Питере (не говоря уже о провинции) для развлечения молодёжи усиленно насаждались падеграсы и краковяки, в Латвии (Эстонии и Литве тоже), как и прежде, игрались танго и фокстроты. Москва до поры мирилась с подобной вольностью: "У них там еще живы остатки буржуазного прошлого, ничего, мы скоро искореним эту безыдейщину.".

Я несколько более подробно рассказываю об этом, чтобы подчеркнуть, на каких дрожжах расцвёл талант Ларисы Мондрус. Её творческое кредо можно было сформулировать в двух словах: "Ничего советского!". И в этом - истоки её "тихого" конфликта с властью.

Имя Ларисы Мондрус еще не звучало на устах широких масс трудящихся, а слух о прекрасной рижанке с дивным голосом докатился до столицы. Почти "не глядя" её приглашают в свои оркестры Олег Лундстрем и Эдди Рознер. Она выбирает последнего...

В то время Эдди Игнатьевич руководил, наверное, самым популярным у нас оркестром (вспомните "Карнавальную ночь"!) и безуспешно, как мне кажется, пытался соединить в своей музыке советскую "идею" и западный стиль. Эгилу Шварцу, ставшему дирижёром и аранжировщиком его оркестра, он говорил: "Ну, мы-то с тобой всё понимаем, мы же одного вкуса ".

Песни Эдди Рознера не назовёшь "этапными" в творчестве певицы, хотя безусловно, они имели "историко-биографичекое значение", и работа в оркестре явилась для Мондрус своеобразным мостиком или трамплином в плане интеграции в столичную среду.

Первым хитом Ларисы Мондрус (хотя полагаю, она отнюдь не шлягерная певица в нашем понимании) стала песня Г. Портнова "Неужели это мне одной". К сожалению, в фильме для которого она предназначалась, режиссёр остановил свой выбор на Майе Кристалинской, имя которой было уже хорошо раскручено (но я не умаляю достоинств последней).

Основную лепту во всесоюзную известность Ларисы Мондрус, мне кажется внесло Центральное телевидение. Начало положил "Новогодний огонёк" от 31 декабря 1964 года, где Лариса засветилась "Лунным светом" Э.Рознера, Певица показывается и в других телепередачах: "Проспект молодости", позже -"Кабачок 13 стульев". Помимо прочего, она выступает в эфире "Маяка" и "Юности", поет в популярной радиопередаче "С добрым утром!", записывается на пластинки журнала "Кругозор", снимается в кино ("Дайте жалобную книгу" и др.).

Звездным часом для 22-летней рижанки стал телевизионный "Голубой огонёк", вышедший в эфир в ночь на 1 января 1966 года, когда Мондрус засверкала в самом центре внимания - за одним столом с космонавтами Ю.Гагариным, А.Леоновым и П.Беляевым. Тогда она исполнила песню Э.Игенберг "Нас звезды ждут" и упоительно-ликующий твист Э.Шварца "Милый мой фантазёр" (своеобразный "ответ" "Моему Васе" в исполнении Нины Дорды).

С московским мюзик-холлом артистка совершает свою первую поездку за границу - в Польшу (тогда, замечу, и на гастроли в соц.страны молиться надо было). Для очередного "Новогоднего огонька" 1969 года Лариса Мондрус в паре с Муслимом Магомаевым записала первый игровой клип на песню Полада Бюль-бюль оглы - "Разговор птиц", произведя изрядный фурор - такого красивого дуэта, тем более с "объяснением в любви", наше телевидение еще не знало.

Складывалась на редкость парадоксальная ситуация: популярность Мондрус у слушателей создавалась не благодаря, а скорее вопреки властям. Ее приглашают петь в Чехословакию и ГДР, а в Росконцерте заявляют, что заявок на Мондрус нет.

Людям нравятся ее песни о простых человеческих чувствах, а чиновники Минкульта настойчиво рекомендуют ей "гражданскую тематику": "Душенька, ну что ж вы всё о любви, да о любви...Включите в репертуар что-нибудь этакое, патриотическое, - советовал ей один опытный администратор. - Подготовьте, к примеру, "Песни военных лет". Там (палец вверх!) это оценят. Глядишь, и звание получите..."

Конечно, иногда приходилось идти на компромисс: записывать ура-патриотические опусы Вано Мурадели (от этого, кстати, зависело вступление Э.Шварца в Союз композиторов), в угоду "текущему моменту" исполнять такие фальшивые вещи, как "Улыбайся" маститого творца песенного официоза С.Туликова (удивительно, как ловко молодая певица играла "оптимизмом", да еще успевала за торопливой фонограммой оркестра). Порой без объяснения причин Мондрус вдруг лишали сольных концертов или находили для этого смехотворный предлог. Однажды такой запрет был вызван тем, что она осмелилась выступить в Звёздном городке в мини-платье - видимо, стройные ножки певицы могли нанести удар по нравственным устоям советских космонавтов. В другой раз Ларису сняли с юбилейной праздничной программы уже за "макси" (от Славы Зайцева) -длинные лоскутные рукава ее платья показались кому-то из жюри "лохмотьями". Вот так, вместе с осознанием всенародной признательности росло в ней и сопротивление той эстетике "лучезарной жизни", которая внедрялась Системой на советской эстраде.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала история с диском-гигантом, который зарубил на худсовете один композитор-классик (говорят это был Никита Богословский - прим. ред.): ему не пришёлся по нраву "пессимизм" песни "Листопад" и некоторых других в исполнении певицы. Мондрус и Шварц подают документы на выезд, и в марте 1973 года тихо и, слава Богу, без проволочек покидают СССР. Летом того же года, когда они еще ждали в Риме немецкой визы (об эмиграции в Израиль и речи не было), наши "Известия" писали: "Только тогда, когда потеряешь родину, начинаешь по-настоящему понимать, насколько велика эта потеря... Поддавшись на уговоры сионистской пропаганды и выехав из Советского Союза..., певцам и музыкантам, таким, как, например, в свое время известной в СССР Ларисе Мондрус, приходится зарабатывать на жизнь пением с ресторанных подмостков, откуда при малейшем непослушании хозяин выгоняет без уведомления..."

Потом мы слышали другие байки (придуманные, быть может, в недрах "Комитета глубокого бурения"), что, дескать, певица застрелилась на лестнице посольства в Израиле, что утонула и т.д., и т.п.

На Западе Лариса Мондрус, начав практически с нуля, добилась того, о чем в Союзе и мечтать не могла: она выпустила целый ряд альбомов! Анонсируя ее первую немецкую пластинку (вообще Лариса свободно поёт на пяти языках), пресса писала: "Выдающийся голос с Востока!.. У нее чёрные волосы, большие миндалевидные глаза и изящная фигура. Это Лариса - девушка из холодного края, типичный образ из русской литературы от Толстого до Евтушенко. Воплощение русской души и одновременно символа Советского Союза сегодня. Русская звезда эстрады пожертвовала всем, чтобы петь в Германии. У себя на родине она купалась в славе и зарабатывала до 2-х тысяч рублей в месяц при зарплате рабочего в 150 рублей. И тем не менее Лариса захотела на Запад. Совершенно без средств к существованию она с мужем прибыла в Федеративную Республик Германию. Её единственный капитал - очаровательный голос, природный шарм и железная воля..."

За короткий период Мондрус, объездив с гастролями весь белый свет, достигла если не мирового, то уж точно - европейского уровня. В 1977 году её имя вошло в известный на Западе справочник "Star szene 1977" наряду с именами Э.Фицджералд, Д.Руссоса, Ф.Синатры, Б.Стрейзанд, К.Готта и др.

Борис Савченко