Стрельченко Александра

Стрельченко Александра
Я люблю свою землю

Подождите, идёт загрузка

Стрельченко Александра Ильинична родилась 2 февраля 1937 года на станции Чаплино Днепропетровской области.

Любовь к песне Александра Стрельченко впитала с молоком матери. В семье пели все: отец, мать, сестры. Очень любили слушать пластинки. Первое яркое и незабываемое впечатление от русской народной песни связано с именем Лидии Андреевны Руслановой. Замечательная артистка увлекла ослепительной красотой и правдой, покорила душевной щедростью. Поэтому мечта стать певицей с детства захватила маленькую Сашу. Но судьба распорядилась иначе...

В первый же год войны на фронте погиб отец, в 1945 году, не выдержав тяжести нечеловеческих испытаний, умерла мама. Остались голодное сиротство троих маленьких (рядом еще сестра и брат), потом - детский дом, уже после войны, школа... Трогательно чистым голосом девочка впервые публично исполняла свои первые, запомнившиеся от начала до конца, популярные советские песни "Одинокая гармонь" Б. Мокроусова (стихи М. Исаковского) и "Орленок" В. Белого (стихи Я. Шведова). Теперь Александра Ильинична вспоминает, что только песня была в нелегкие годы ее другом, ее настоящей опорой. Маленькая, худенькая, курносая, в веснушках, - кто ее заметит? А как споет, еще попросят, и не только внимание обратят, накормят, но ласковое слово скажут, в чем больше всего, может быть, нуждается человек...

После окончания школы несколько месяцев Александра работала нянечкой в детском саду, а потом решила поступать в Ленинградский педагогический институт - была уверена, что сможет стать хорошим воспитателем, отдавать людям то, чего сама была лишена. Поступила на заочное отделение, но дипломированной воспитательницы из нее так и не получилось.

Зимой 1958 года она приехала в Ленинград сдавать сессию. В это время там гастролировал Воронежский народный хор. Концерт настолько разбередил душу и всколыхнул, казалось бы, забытую мечту стать певицей, что Александра не удержалась, пошла за кулисы и сказала: "Возьмите меня к себе, хочу петь!" В антракте ее прослушали руководители, почти весь хор, и решение было - взять. "Приезжай в Воронеж", - сказали. Поехала без малейших колебаний и, с молниеносной, на удивление хормейстера В. Ефимова, быстротою выучив все партии во всех песнях, через месяц впервые вышла на сцену как равноправная участница профессионального хора. Казалось, жизненный путь определился. Однако суждены были еще испытания, и очень серьезные.

Чрезмерное увлечение пением в хоре, неопытность, неумение беречь себя при напряженной и часто крикливой хоровой манере привели к такой перегрузке голосовых связок, что только начавшая свой путь певица вынуждена была расстаться с пением и, казалось, навсегда. Но время стало не только лекарем физического недуга, но и дало возможность разобраться в своих ошибках, а желание петь было столь велико, что Александра, снова проработав некоторое время в детском саду, вернулась к продолжению скромно начатого артистического пути.

Липецкая филармония, где создавалась в тот момент молодежная группа, стала не только местом трехлетней сольной работы (1959-1962), но и предоставила возможность для более серьезных занятий и профессионального становления. От Липецкой филармонии Александра Стрельченко впервые уехала в Москву во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства для годичной стажировки и подготовки концертных программ. Вокальным классом руководила тогда Народная артистка РСФСР Ирма Петровна Яунзем

Александра, выдержав конкурс в Москонцерт, начала трудный путь его солистки - исполнительницы русских песен.

Правильность выбранной дороги доказала победа на Международном конкурсе в Софии во время IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1968 году. За исполнение русских народных песен (большинство их пелось без сопровождения, а это, как известно, труднейший вид музицирования и настоящее испытание) Александра Стрельченко завоевала золотую медаль и первую премию.

Одна за другой рождались новые программы - народных песен, новых песен советских композиторов, воскрешались к жизни старинные, забытые, но прекрасные песни, становившиеся настоящим откровением в ее исполнении. Пришел стабильный, заслуженный успех, затем почетное звание Заслуженной артистки РСФСР (1972), а главное - складывался свой круг слушателей, заполнявших залы Москвы, других городов страны. И на фоне этого уже определившегося успеха нужно было проявить мужество и иметь страстное желание совершенствоваться, чтобы сдать экзамены и учиться в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1976-1980).

Однако не диплома только искала Александра Стрельченко, она стремилась в мир Большой музыки, внутри которого хотела определить, ощутить положение своего музыкального круга, их взаимосвязь, их единство. Именно эти старания подняли певицу на еще одну ступень музыканта и привели ее в Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения под руководством В.Федосеева.

Народного артиста СССР Владимира Ивановича Федосеева и Заслуженного деятеля искусств России Ольгу Ивановну Доброхотову Александра Ильинична считает своими первыми учителями и наставниками, открывшими ей удивительный мир классической музыки. Она увлеклась Вагнером, позже пришло и ощущение Дебюсси, по-иному стали звучать для нее Мусоргский и Бородин, концерты в Большом зале консерватории стали необходимой частью жизни, и не потому, что на сцене в этот вечер были добрые друзья - альтист, скрипачка, певец или дирижер, - ее душа обрела естественную способность жить в огромном музыкальном мире, раздвинув границы прежних своих профессиональных владений. Да и постоянные занятия на вокальной кафедре (народный факультет) с Е.К. Гедевановой и Л.Л. Базилевичем еще до окончания института не замедлили сказаться в ее напряженной концертной деятельности.

Талант певицы питается соками родной земли. Оттого так сильна в ней память и дань благодарности к тем одаренным исполнительницам прошлого, которые развивали русскую песню. В записях и концертах Александры Стрельченко звучат песни Надежды Плевицкой (например, "Куры рябые", "Раскинулось море широко", "Молчи ямщик"), Лидии Руслановой ("Ой, комарики", "Саратовские страдания", "По муромской дорожке" и др.), певца-гусляра Николая Северского ("Ах, любовь, как ты зла", "Про старину"), Ольги Ковалевой ("Дедушка", "На горе-то калина", "На окошке два цветочка", страдания - "Помню, что было", "Дударь мой", "Ой, цвети, кудрявая рябина", "У меня есть дружок тайный", "Волга-реченька глубока" и др.).

В пору творческой молодости она исполняла и песни современных композиторов: "Зачем мы ссорились" В. Левашова (стихи Н. Палькина), песни Г.Пономаренко "Моторочка, моторка" (стихи В.Бокова), "А где мне взять такую песню?" и "Подари мне платок" (стихи М.Агашиной), "Как летела бела утка" (стихи Г.Георгиева), "Тополя", "Растет в Волгограде березка", "Что было, то было", "Отговорила роща золотая" и др. Эту линию авторской песни она продолжает и теперь, сотрудничая с композиторами Виктором Темновым, Александром Морозовым и др.

В 1984 году А.И. Стрельченко была удостоена звания Народной артистки России.