Старая пластинка - История

| Новости сайта | О формате VQF | История | Старые песни | Песни кино | Подарки друзей | Звезды эстрады | Вечный шлягер |
| Заграница | Ссылки | Баннеры | Фото автора | Форум |


Введение

Этот раздел дает краткое описание истории грамзаписи и не претендует на полноту изложения материала. В нем представлены фотографии фонографов, граммофонов, а также немного описана история развития техники звукозаписи, представлены изображения этикеток старых пластинок и т.д.

История грамзаписи

В XVI веке делались первые попытки звукозаписи с помощью механических инструментов - от примитивных музыкальных табакерок и шкатулок, часов-будильников до сложных стационарных напольных часов, полифонов, оркестрионов, башенных курантов и "озвученных" карет. В это же время музыкальные игрушки и аппараты появляются, в России. Но особо широкое распространение музыкальные ящики получили в XIX, начале XX века.

Томас Алва Эдисон

Выдающийся американский изобретатель и предприниматель Томас Алва Эдисон (1847-1931г.г.) сконструировал прибор для механической записи и воспроизведения звука (фонограф) в 1877 году. Однако, приоритет изобретения принадлежит французскому ученому, блестящему музыканту и поэту Ш. Кро.

Запись звука производилась на восковой валик тонкой металлической иглой. Конечно, такая запись не могла быть долговечной и качественной. Конструкций фонографов было разработано в эти годы большое количество. Они имели огромный успех.

Фонографами, правда, усовершенствованными, наши прадеды пользовались вплоть до тридцатых годов.

Скачав этот небольшой файл, Вы можете послушать запись, сделанную на фонографе в начале XX века. Фонограмма - 307kb

Фонограф
Фонограф
(Германия начало XX века)
Фонограф
Фонограф с восковыми валиками

Граммофон

В 1888 году немец Э. Берлинер изобрел граммофон - чудо века, и началась эпоха массовой культуры. Первая в мире граммофонная пластинка была изготовлена из целлулоида и хранится сейчас в Национальном музее США в Вашингтоне. В 1897 году ей на смену пришел диск из шеллака, шпата и сажи. Он был очень дорог - ведь шеллак - органическое вещество, вырабатываемое лаковым червецом. Чтобы сделать одну пластинку, нужно было воспользоваться трудом четырех тысяч этих существ. До 1948 года мы закупали это сырье за границей на золото и валюту.

Вы можете послушать запись, сделанную с пластинки начала XX века.
"Ямщик, не гони лошадей"
Романс
Фельдман
Исп. Н.И. Тамара с акк. рояля
№ зак. C2-23865
mp3 (2,347 mb)

Подождите, идёт загрузка
Граммофон
Граммофон

Детский граммофон
Детский граммофон
Граммофон
Граммофон

Сирена-Гранд-Рекорд
Этикетка российской пластинки
"Сирена-Гранд-Рекорд"
Начало XX века
Пишущий Амур
Этикетка российской пластинки
"Пишущий Амур"
Начало XX века
Звукопись
Этикетка российской пластинки
"Звукопись"
Начало XX века
Gramophone concert record
Этикетка российской пластинки
"Gramophone concert record"
Начало XX века
Патефон

В 1907 году служащий французской фирмы "Патэ" - Гильон Кеммлер предложил усовершенствование граммофона. Его идея заключалась в том, чтобы поместить рупор внутрь корпуса граммофона. Сконструированный таким образом граммофон получался малогабаритным и переносным, а в обиходе стал называться патефоном.

Патефоны в СССР выпускались многими заводами. Среди них - ордена Ленина завод "Молот" в Вятских Полянах, Коломенский патефонный завод, Ленинградский завод "Грампласттреста". Завод "Северный пресс" в Ленинграде в послевоенное время производил и портативные патефоны (с встроенным под крышкой рупором).

Патефон П-3
Патефон ПТ-3
1935г.
1-ый Ленинградский завод "Грампласттреста".
Фирменный знак
Фирменный знак Ленинградского патефонного завода.


Фирменный знак
Фирменный знак завода "Граммофон"


Патефон
Патефон
1939г.
Завод "Граммофон", г. Ленинград
Портативный патефон
Портативный патефон
Завод "Северный пресс"
1950-е годы.
г. Ленинград
(Из запасников музея ГОМРТ г.Казань)


Фирменный
Фирменный знак завода
"Северный пресс"

Сведения о датировке грампластинок на 78 об/мин, выпускавшихся в СССР с 1933 по 1969 годы.

"Грампласттрест"*, пришедший на смену "Музтресту", начал производство пластинок в конце 1933 года. (Первая из них записана 21 декабря). Нумерация была начата заново. Каждая сторона пластинки имела свой номер, соответствующий матричному. Как можно увидеть по таблице, количество записей "Грампласттреста" с каждым годом возрастало и в довоенное время в 1939 году достигло максимума, который был перекрыт лишь в 1951 году. Осенью 1941-го производство было временно остановлено и возобновилось на Апрелевском заводе в октябре 1942 года. Поскольку в момент возобновления работы регистрационные книги (в связи с эвакуацией) не были доступны для пользования, и продолжать сквозную нумерацию было невозможно, возникла временная нумерация, действовавшая более полугода. Пластинки конца 1942-го - первой половины 1943 года имели трехзначные номера от №101. В 1943 году, когда регистрационные книги были возвращены в студию "Грампласттреста" (она находилась на улице Качалова в Москве), было принято решение продолжить общую нумерацию. Поэтому к последнему номеру 1941 года - 11056 прибавили 503 номера от 1942 - 1943 годов и продолжили запись от следующего номера после суммы 11056 + 503. Пластинки 1942 - 1943 гг. с трехзначными номерами можно отличить от таких же трехзначных номеров 1934 - 1935 годов по почерку гравировщика-нумеровщика матриц; кроме того, рядом с матричными номерами в 1934-35 г.г. на массе пластинки проставлялась аббревиатура "НКТП" - знак подчинённости грампластиночного производства того периода. В 1942-43 г.г. на первой сотне записей на этикетке и на массе пластинки проставлялся разрешительный номер "Главреперткома" - ГРК/42, ГРК/43. Однако, примерно после № 200 и до возвращения в 1943 году к предыдущей нумерации он не указывался. Затем разрешительный номер ГРК вновь появился на этикетках и на массе дисков, но во второй половине 1944 года (около № 11900) от него снова отказались. Датировать им пластинки можно весьма условно, так как в этом шифре обозначен год разрешения на запись, а не время самой записи. В дальнейшем номер ГРК с указанием года разрешения проставлялся на этикетках пластинок завода "Металлопластмасс" (г. Москва), Рижского завода (вплоть до 1950 года).

Помимо этого важнейшего отклонения от сквозной нумерации имеется еще одно. В 1935 году "Грампласттрест" сделал всего 789 записей, а предыдущие 2000 фонограмм "Культпромобъединения" - "Музобъединения" - "Грампласттреста" НКЛП были включены в активный фонд для последующего тиражирования под эгидой "Грампласттреста" с сохранением прежних матричных номеров. Во избежание повторения и путаницы новым записям "Грампласттреста" не присваивались матричные номера от 1000 до 2999. Таким образом, следует помнить, что общее количество записей "Грампласттреста" на две тысячи меньше, чем итоговая цифра.

В 1941 году, в отличие от предыдущих, номер разрешения ГРК обозначался на массе диска одной буквой К.

Отметим также обозначение вариантов записи под общим номером, практиковавшихся в "Грампласттресте". Первый вариант обозначался только цифровым номером, второй - буквой "А" после цифрового номера, третий "Б" и т. д. На пластинках, как правило, печатался один вариант, принятый исполнителем и художественным советом, но иногда варианты тиражировались одновременно или с разницей в несколько лет (№ 5540 "Два друга", исп. Леонид Утёсов; № 10347 "Если любишь-найди", исп. Леонид Утёсов; № 10117 "Встречи", исп. Клавдия Шульженко).

Варианты разделяли дни и даже месяцы, что затрудняет порою определение точного времени записи. Все отклонения, связанные с датировкой вариантов, отметить в таблице не представляется возможным.

С помощью обычной никелированной матрицы можно было отпечатать 700-800 грампластинок, а хромированной до 2000 штук. Но часто в 30-е - 40-е г.г.-матрицы определённой записи амортизировались ещё до того момента, когда запросы покупателей на неё были полностью удовлетворены. Тогда популярные произведения (в особенности зарубежная танцевальная музыка) повторно переписывались с иностранных оригинальных дисков и вновь тиражировались хотя и под теми же названиями (правда, были случаи и переименования), но уже под другими матричными номерами ("Нинон", № 862 и № 13426; "Цыган", № 4567 и № 8071; "Рио-Рита", № 256 и № 5441; "Маленькая (голландская) мельница", № 755, № 5298 и № 13448 и т.д.) С 1944 года матрицы, полученные в результате переписи зарубежных дисков, стали помечать буквой "п" (перепись) после матричного №. Повторные тиражи с таких матриц выходили вплоть до 1957 года.

Принято думать, что все записи "Грампласттреста" вплоть до перехода на перепись с магнитных фонограмм в 1947 году (с № 14618 "Матросский вальс", исп. Олег Разумовский с анс. Б.Александрова) являются прямыми записями на воск. Таким образом, все записи на пластинки после 1947 года являются копиями магнитных фонограмм. Однако и до 1947 года производилась иногда перепись на диск магнитофильмов (магнитная запись началась у нас в 1945-1946 годах). Существует предположение, что и ранее, в "допленочный" период, некоторые пластинки были записаны с тонфильмов (звуковая дорожка кинопленки). Документального подтверждения этому нет, подобные факты в регистрационных книгах не отмечены, но возможность такой практики не исключается. Во второй половине 40-х г.г. такие записи (№ 12649 "И буду тебя я ласкать", исп. Кэто Джапаридзе; № 12650 "Как хороши те очи", исп. Кэто Джапаридзе) помечались на массе диска буквами пт (перепись тонфильма). Более того, можно с уверенностью считать некоторые довоенные пластинки (например, записи скрипача М. Полянина) аналогами тонфильмовых записей.

Естественно, что датировка фонограмм, перешедших с тонфильма или магнитной ленты на пластинку, разнится с датировкой самих дисков, а после 1947 года дата производства пластинки окончательно перестает быть датой производства самой фонограммы.

Пластинки со скоростью вращения 78 об/мин производства "Грампласттреста" и его преемников (последняя пластинка была записана фирмой "Мелодия" 12 ноября 1969 года) имели одну сквозную нумерацию для подавляющего большинства продукции. Самостоятельно нумеровались лишь учебные записи довоенного периода и отдельные пластинки актуального политического содержания.

С началом применения магнитной записи в производстве грампластинок изменился и характер матричной нумерации. (Например, "Брызги шампанского", № 5348 в / 3-2 -перепись ("восстановленная" запись), станок № 3, вариант № 2). В данном случае номер прежней матрицы был сохранён. Таким образом, восстановленные записи помечались на массе диска после матричного номера строчной буквой "в" ("Вдвоём", исп. К. Шульженко, № 13316 в; "Девушка милая", исп. К. Шульженко, № 13317 в). Здесь матричные №, как и сами записи сохранены. А вот под № 11981 в (в отличие от того же № 11981 1944 года) снова появился вальс "Волшебные мечты" в исполнении духового оркестра, но уже не п/у С. Чернецкого, а Б. Миллера, о чём свидетельствовали и надписи на этикетках и разный характер самого исполнения.

Художественная и историко-культурная ценность многих фонограмм "Грампласттреста" очень высока. Достаточно назвать выдающихся советских артистов, записи которых представляют сегодня огромную художественную ценность, таких, например, как Владимир Софроницкий, Генрих Нейгауз, Эмиль Гилельс, Роза Тамаркина, Мирон Полякин, Давид Ойстрах, Леонид Коган. "Грампласттрестом" были произведены записи Надежды Обуховой, Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Клавдии Шульженко, Леонида Утесова, Лидии Руслановой, Александра Цфасмана, дирижера Семена Чернецкого, Государственного хора СССР под управлением Николая Данилина.

Многие работы "Грампласттреста", реставрированные Всесоюзной студией грамзаписи, вновь звучат на пластинках "Мелодии".

* Имеется в виду "Грампласттрест" Наркомата тяжелой промышленности. В 1933 году недолгое время действовал "Грампласттрест" Наркомата легкой промышленности, имевший собственную нумерацию дисков, в основном продолжавшую нумерацию "Музтреста" и Культпромобъединения, функционировавших в 1928 - 1933 годах.

    Литература:
    1. Журнал "Мелодия", 1987 г., № 2.
    2. А.Железный "Наш друг-грампластинка", "Музычна Украйина", 1989 г.
    3. Журнал "Радио", 1978 г., № 6


1933 год
№№ 1, 2
1953 год
№№ 21961 - 23236
1934 год
№№ 3 - 488
1954 год
№№ 23237 - 24354
1935 год
№№ 489 - 999
№№ 3000 - 3278
1955 год
№№ 24355 - 25813
1936 год
№№ 3279 - 4729
1956 год
№№ 25814 - 27761
1937 год
№№ 4730 - 6354
1957 год
№№ 27762 - 29809
1938 год
№№ 6355 - 7991
Bcecoюзная студия грамзаписи
1939 год
№№ 7992 - 10032
1958 год
№№ 29810 - 31811
1940 год
№№ 10033 - 10728
1959 год
№№ 31812 - 34093
1941 год
№№ 10729 - 11056
1960 год
№№ 34094 - 36544
1942 год
№№ 101 - ?
1961 год
№№ 36545 - 38288
1943 год
№№ ? - 503
№№ 11560 - 11830
1962 год
№№ 38289 - 39778
1944 год
№№ 11831 - 12407
1963 год
№№ 39779 - 41254
1945 год
№№ 12408 - 13361
1964 год
№№ 41255 - 43160
1946 год
№№ 13362 - 14326
Всесоюзная фирма
"Мелодия"
1947 год
№№ 14327 - 15466
1965 год
№№ 43161 - 45012
1948 год
№№ 15467 - 16546
1966 год
№№ 45013 - 46320
1949 год
№№ 16547 - 17618
1967 год
№№ 46321 - 47250
1950 год
№№ 17619 - 18869
1968 год
№№ 47251 - 47832
1951 год
№№ 18870 - 20989
1969 год
№№ 47833 - 48206
1952 год
№№ 20990 - 21960
 



Этикетки граммофонных пластинок.

Этикетки граммофонных пластинок часто отражают время когда были изготовлены пластинки. Очень подробно и с энциклопедической точностью дизайн граммофонных пластинок советского периода 30х-40х годов описан на странице московских коллекционеров "Советский джаз 30-х - 40-х годов" в разделе "Дизайн граммофонных пластинок". Несколько позднее открылись и другие сайты посвященные этой теме.

Ниже приводятся изображения этикеток граммофонных пластинок, выпускавшихся в послевоенные годы как Апрелевским заводом (г.Москва), так и местными фабриками. Здесь приводятся далеко не все изображения этикеток. На самом деле их гораздо больше. Чтобы показать их все, нужно было бы посвятить им отдельные страницы.

Апрелевский завод граммофонных пластинок.

Апрелевский завод
40-е годы

Апрелевский завод
40-е - 50-е годы
Детская серия
Апрелевский завод
40-е годы

Апрелевский завод
50-е годы
Апрелевский завод
50-е годы
Апрелевский завод
50-е годы
175 летие большого театра
1951г.
175 лет Большому театру.

Всесоюзная студия грамзаписи
1958г. - 1964г.
Всесоюзная студия грамзаписи
Фирма Мелодия
1965г. - 1969г.
Всесоюзная фирма грамзаписи "Мелодия"


Ленинградский завод граммофонных пластинок.

Ленинградский завод
50-е годы

Ленинградский завод
50-е годы

Ленинградский завод
50-е годы

Артель пластмасс
50-е годы
Артель "Пластмасс"


Фабрика пластмасс
50-е годы
Фабрика "Пластмасс"


Фирма Аккорд
60-е годы
Всесоюзная студия грамзаписи "Аккорд"

Местные заводы граммофонных пластинок.

Рижский завод
Рижский завод

Рижский завод
Рижский завод

Рижский завод
Рижский завод

Рижский завод Мелодия
Рижский завод


Ташкентский завод
Ташкентский завод


г.Одесса
Приморский райпромкомбинат
г.Одесса
г.Львов
Промкомбинат Шевченковского района
г.Львов

г.Харьков
Промкомбинат Кагановичевского района
г.Харьков

Николаевский райпромкомбинат
Николаевский райпромкомбинат


Звуковые письма.

В начале 50-х годов в Советском Союзе стали выпускаться оригинальные звуковые открытки - письма. На этом письме была приклеена маленькая грампластинка. На ней помещался только один куплет популярной песни, а на развороте печатались ноты песни. На первой странице помещался текст песни вместе с фотографией певца. На специально предназначенном месте "Для письма" можно было написать небольшое послание или поздравление. Таким образом велась реклама советской песни, но согласитесь, что очень приятно было получить такое письмо.

Звуковые письма выпускали тиражами в 30т. "Художественно-производственные мастерские музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко" под редакцией композитора Вано Мурадели.

Звуковое письмо
Звуковое письмо (наружная часть)
(50-е годы)
Звуковое письмо
Звуковое письмо (разворот)

Гибкие грампластинки.

С середины 50-х годов в Советском Союзе появились гибкие грампластинки, выпскаемые совместно фотохудожественными предприятиями со студиями звукозапи. На фотографию наносилась специальная пленка, а сверху по пленке делалась запись на специальном аппарате с помощью резца. Выпуск таких пластинок был распространен на курортах Крыма и Кавказа. Перед музыкальной частью обычно записывалось голосовое послание отдыхающего родственникам или друзьям. Под такие пластинки выпускались специальные почтовые конверты большого размера.

Для того, чтобы проиграть гибкую пластинку на патефоне, согласно правилам, нужно было поставить в адаптер новую иголку и притупить ее, приграв часть фабричной пластинки и, не меняя ее положение, призводить проигрывание.

Следует заметить, что качество записи на таких пластинках были очень далеки от фабричных пластинок и количество проигрываний было очень ограничено.

Гибкая грампластинка
Гибкая грампластинка
(50-е годы)
Фотохудожественное предприятие горместпрома
Студия звукозаписи
г. Сочи
Реклама на конвертах.

Пластинки, как до 1917 года, так и после выпускались массовыми тиражами. Каждая пластинка упаковывалась в конверт. Этим широко пользовались производители пластинок. Они не упускали возможности широко рекламировать на конвертах свои товары и фирму.

После 1917 года реклама стала менее широкой. На конвертах рекламировался, в основном, только отдельный вид товара или, даже, напоминание населению о каких-то общих требованиях и правилах. На одном из конвертов начала 50-х годов отпечатан знаменитый во все годы призыв "Вносите вклады в сберегательные кассы!"

Конверт российской пластинки
Конверт российской пластинки.
Начало XX века
Реклама музыкальных товаров.
"Торговый дом музыкальных инструментов Я.П. Розмыслова".
Конверт российской пластинки
Конверт российской пластинки.
Начало XX века
Реклама музыкальных товаров.
Фирма "Рошелев и сын".

Конверт советской пластинки
Конверт советской пластинки.
1937 год.
Посвящен 100 летию со дня гибели А.С. Пушкина. (1837-1937г.г.)
Ногинский завод.
Конверт советской пластинки
Конверт советской пластинки.
Начало 40-х годов.
Реклама - призыв об обязательной регистрации радиоприемников.
Ногинский завод.
Конверт советской пластинки
Конверт советской пластинки.
Конец 40-х годов.
Реклама туалетного мыла "Крымская роза".
Апрелевский завод.
Конверт советской пластинки
Конверт советской пластинки.
Начало 50-х годов.
Реклама "Книга - почтой" (Союзопткниготорг).
Апрелевский завод.





Ждите, идет загрузка...


Телевизионная передача «Ни в коем случае не выбрасывайте старые пластинки»

Автор страницы - Алексей Кочанов

Все замечания и предложения присылайте автору.


Ссылки на страницы "История грамзаписи"

"Советский джаз 30х - 40х годов" - Один из разделов этих страниц посвящен дизайну советских граммофонных пластинок периода с 30-х по 40-е годы.

"Галерея старого радио" Виртуальный музей ламповых приемников СССР периода с 30-х по 60-е годы.

"Энциклопедия российской дореволюционной грамзаписи" Молодой, развивающийся сайт с великолепной информацией о грамзаписи в дореволюционной России.

"Лица лакового диска" Страницы, посвященные этикеткам граммофонных пластинок разных лет.

Магазин антикварных музыкальных товаров в Нидерландах. На продажу выставлена масса фонографов, граммофонов и других музыкальных товаров.

"Dedicated to the preservation of early recorded sounds" Сайт посвящен подробной истории звукозаписи.

"Old fashioned records of the 1920s & 1930s" Сборники музыки с пластинок 20х - 30х годов в формате Realaudio.



| Новости сайта | О формате VQF | История | Старые песни | Песни кино | Подарки друзей | Звезды эстрады | Вечный шлягер |
| Заграница | Ссылки | Баннеры | Фото автора | Форум |
Адреса