Истокисоветскогоджаза

Как и во многих странах Европы, в начале 20 годов в Советской России зародились первые джазовые коллективы. Пионером советского джаза по праву считают Валентина Яковлевича Парнаха, который в свою бытность в Париже увлекся джазом и после своего возвращения на родину организовал первый джаз-ансамбль. Первого октября 1922 года состоялся первый в России джазовый концерт, вызвавший живейший резонанс в кругах прогрессивных деятелей искусства [1, с. 10]. Этот день можно по праву считать днем рождения советского джаза. Примечателен тот факт, что Парнах со своим джазом сразу же попадает в театр Мейерхольда, и связь джаза со зрелищными искусствами, в последствии продолженная Леонидом Утесовым, берет свое начало еще в 1923 году. Вслед за джазом Парнаха к новому музыкальному направлению обратились группа "ПЭКСА", состоящая из консерваторских музыкантов и ленинградский ансамбль Эдуарда Корженевского.

Слова одного из пионеров советского джаза Генриха Терпиловского, сказанные о "ПЭКСА", можно применить ко всему начальному периоду советского джаза: "это был еще не джаз, но смелый новаторский эксперимент на пути к джазу" [1, с. 14].
Впервые гастроли американского негритянского джазового коллектива состоялись в начале 1926 года. Это был джаз Фрэнка Уитерса, включавший в себя звезду американского джаза первой величины - Сиднея Беше. Следом за ним в СССР приехал и оркестр Сэма Вудинга "Шоколадные ребята", однако в должной степени американский джаз оценили лишь академические музыканты, а исполнители, считавшие себя джазовыми, в большинстве остались к нему равнодушными.

Переломным в становлении профессионального джаза в России можно считать 1927 год, когда в Москве начинает выступать "АМА-джаз"Александра Цфасмана и в Ленинграде "Первый концертный джаз-банд" Леопольда Теплицкого. Говоря об этом, стоит заметить, что именно Ленинград стал колыбелью советского профессионального джаза. Именно там в последствие выступали джаз-банды Бориса Крупышева, а в 1929 году именно в Ленинграде родилась "Ленинградская джаз-капелла", руководителями которой стали Геннадий Ландсберг и Борис Крупышев. Этот коллектив стал первым создавать советский джазовый репертуар. Уже в тридцатые годы ансамбль стал штатным коллективом ленинградского радио.

В заключение, необходимо сказать о том, что от этого периода осталось крайне мало записей и все джазовые пластинки можно пересчитать по пальцам. Зато псевдоджазовые коллективы такие, как оркестр Львова-Вельяминова, бывший в сущности духовым или оркестр Сигизмунда Корта, провозглашали себя джазовыми и записывались на пластинки под названием "джаз". Этих записей было как раз достаточно, однако не им было суждено определить лицо советского джаза 20 годов, а тем немногим дискам, на которых были записаны оркестры Цфасмана, Ландсберга и Утесова.
 
 

Литературные источники.

1. Баташев А.Н. Советский джаз. Исторический очерк. - М., "Музыка", 1972, 176 с. с илл.

 


Возврат на главную страницу
Возврат на главную страницу