Как и во многих странах Европы, в начале
Слова одного из пионеров советского джаза Генриха Терпиловского, сказанные
о "ПЭКСА", можно применить ко всему начальному периоду советского джаза:
"это был еще не джаз, но смелый новаторский эксперимент на пути к джазу"
[
Впервые гастроли американского негритянского джазового коллектива состоялись
в начале 1926 года. Это был джаз Фрэнка Уитерса, включавший в себя звезду
американского джаза первой величины - Сиднея Беше. Следом за ним в СССР
приехал и оркестр Сэма Вудинга "Шоколадные ребята", однако в должной степени
американский джаз оценили лишь академические музыканты, а исполнители,
считавшие себя джазовыми, в большинстве остались к нему равнодушными.
Переломным в становлении профессионального джаза в России можно считать 1927 год, когда в Москве начинает выступать "АМА-джаз"Александра Цфасмана и в Ленинграде "Первый концертный джаз-банд" Леопольда Теплицкого. Говоря об этом, стоит заметить, что именно Ленинград стал колыбелью советского профессионального джаза. Именно там в последствие выступали джаз-банды Бориса Крупышева, а в 1929 году именно в Ленинграде родилась "Ленинградская джаз-капелла", руководителями которой стали Геннадий Ландсберг и Борис Крупышев. Этот коллектив стал первым создавать советский джазовый репертуар. Уже в тридцатые годы ансамбль стал штатным коллективом ленинградского радио.
В заключение, необходимо сказать о том, что от этого периода осталось
крайне мало записей и все джазовые пластинки можно пересчитать по пальцам.
Зато псевдоджазовые коллективы такие, как оркестр Львова-Вельяминова, бывший
в сущности духовым или оркестр Сигизмунда Корта, провозглашали себя джазовыми
и записывались на пластинки под названием "джаз". Этих записей было как
раз достаточно, однако не им было суждено определить лицо советского джаза