|
Эта этикетка, помещавшаяся на пластинках в 1924 - 26 годах, выполнена в стилистике "говорящего" революционного агитационного плаката. Впервые выработанная В.Маяковским, характеризующаяся выбором ярких цветов и запоминающихся образов-символов - фигуры рабочего, земного шара, молота, дымящих фабрик - эта чрезвычайно часто использовавшаяся в то время система была применена и на этикетке пластинки - вероятно, с целью усилить впечатление от записи - голоса молодой Советской страны. На пластинках с такими этикетками встречаются записи ранних джазовых оркестров - Львова-Вельяминова и С.Корта. |
|
Эта довольно редкая этикетка датируется 1923 - 1925 гг. Здесь также применена стилистика агитплаката, причем обращает на себя внимание, как и в предыдущей этикетке, так сказать, неадекватное использование культурных предметов: в первом случае рабочий явно позаимствовал рупор от граммофона, здесь же он распространяет хрупкие пластинки, уподобившись метателю дисков, рискуя разбить их. Впрочем в 1920-е годы, время резких изменений в жизни общества, разрушения прежней культуры, такие образы не казались странными. Как свидетельствуют надписи на этикетках, производство пластинок в середине 1920-х опекали различные учреждения (Музпред, Госпросснаб) Наркомата Просвещения. |
|
С передачей в 1927 году граммофонной промышленности в ведение Музтреста ВСНХ пластинки украсили соответствующие этикетки. Сочетание цветов здесь остается ярким и эффектным, однако рисунок становится более строгим, уходят "говорящие" элементы. Воспроизведенная здесь этикетка - "экспортный" вариант с улучшенной полиграфией, применением золотой краски и комбинированным французско - англо - русским текстом. |
|
Вариант предыдущей этикетки для внутреннего рынка. Надо отметить, что "экспортный" вариант использовался главным образом для пластинок с записями цыганских песен и романсов; остальные диски, в том числе и с записями первых профессиональных джазов (Утесова, Цфасмана) выходили в свет с "русскоязычной" этикеткой. |
|
Сменившая архаичные дореволюционные установки аппаратура для электрозаписи пришла в СССР в 1927 году. Это впечатляющее событие было отмечено на этикетках энергичной диагональной надписью. Этикетки с маркой "Музтрест" использовались примерно до 1931 года. Пластинки этого времени часто по небрежности выпускались с этикетками разных образцов на одном диске, нередко перепутанными. |
|
Этикетка "Культуробъединения", введенная в 1931 году, также, как и "экспортный" "Музпред", была снабжена английским текстом - быть может потому, что такие пластинки чаще всего распространялись через магазины Торгсина, а иностранный шрифт ассоциировался с предметами роскоши, составлявшими ассортимент этих труднодоступных для простого человека универмагов. Энергичная прорисовка характерного мотива колосьев, переплетенных лентой, элегантная компоновка элементов оформления этикетки свидетельствуют о совершенствовании профессионального уровня художников- графиков, занятых на производстве. |
|
Несколько измененный вариант предыдущей этикетки: аббревиатуру сменил стилизованный диск, а на лентах отразилась очередная смена подчинения граммофонной индустрии - на этот раз Наркомату тяжелой промышленности. Эта и предыдущая этикетки использовались вплоть до декабря 1933 г. На пластинках с такими этикетками встречаются записи джазов Утесова, Скоморовского, Лансберга. |