|
Ранняя, еще не вполне устоявшаяся по дизайну этикетка 1934 - 1935 годов. В верхней части примечателен ромб со скрипичным ключом и советским флагом как одна из попыток объединения двух основных заводов под одним фирменным знаком. Название самого завода дано некрупным шрифтом по нижнему краю этикетки. |
|
Идентичная современной ей этикетке Апрелевского завода этикетка 1936 - 1937 годов. Единственное их различие - в фирменном знаке - горне с начальными буквами названия завода. В слове "Грампласттрест" использован популярный в 30-е годы характер написания строчных букв. |
|
Этикетка пластинок выпуска 1938 - 1939 годов использует компактно размещенные мотивы резко и энергично очерченной ленты и стилизованных лучей, расходящихся от логотипа-монограммы "НЗ". Особая удача дизайнера здесь - в гармоничной компоновке элементов оформления. |
|
Одна из наиболее часто встречающихся этикеток второй половины 30-х годов применялась на производстве в 1939 - 1940 гг., когда тиражи выпуска пластинок резко возросли. Дизайн здесь строго функционален, и потому несложен. Отметим новую эмблему - советский флаг, объединенный с грампластинкой, а также удачно найденный мотив переходящих друг в друга полос по краю этикетки, образующих пульсирующий круг при вращении диска при проигрывании. |
|
Серия тематических этикеток, отражавших в основном жанровый состав советской эстрады конца 1930-х годов, была разработана к 1940 году. Композиция здесь построена на эффектном контрасте темно-синего и белого, рисунок лаконичен и выразителен. Эта этикетка использовалась, согласно рисунку, для пластинок с записями мужского вокала. В данном случае это вокальный ансамбль Юранда, попавший в СССР после присоединения Западной Украины и Белоруссии в 1939 году. |
|
Несколько смягченная по рисунку этикетка из той же серии демонстрирует характерный для 1930-х - 50-х годов устоявшийся тип выступления на сцене исполнительниц разного рода лирических и иных песен - неизменное длинное платье и аккомпаниатор за роялем позади. Такие этикетки помещались на пластинках с записями как исполнительниц в манере традиционных русских и цыганских романсов с аккомпанементом рояля - Н.Юровской, И.Юрьевой, так и представительниц песенного жанра, часто выступавшими с джаз-оркестрами, например, К.Шульженко. |
|
Представление об облике советских джаз-оркестров конца 1930-х годов можно получить, взглянув на эту профессионально выполненную этикетку, представляющую фрагмент такого коллектива. Как можно увидеть здесь, обычно рояль и ударник с большим барабаном располагались на небольшом возвышении, а места перед ними занимали саксофонисты, тромбонисты и другие музыканты, в зависимости от состава оркестра. Примечательно, что именно на саксофоне - символе джаза - акцентирует внимание эта этикетка. |
|
Этикетку массовых тиражей 1940 - 1941 годов отличает чрезвычайно лаконичный и даже аскетичный дизайн. В верхней части помещен последний вариант логотипа Ногинского завода - предельно обобщенное изображение диска грампластинки с буквами простого начертания. |
|
Одновременно с предыдущей использовались и гораздо более сюжетно насыщенные и красочные этикетки. Они изображают уже не обобщенные образы артистов советской эстрады, а как бы обратный взгляд - типы людей - "потребителей" эстрадного искусства. Реалистичные изображения возвращают нас к "говорящим" этикеткам середины 1920-х, однако трактовка образов, в особенности на этой этикетке, вплотную подходит к китчу. |
|
Еще одна этикетка из той же серии предвоенных лет, что и предыдущая. Здесь дан весьма удачно найденный романтический образ - группа друзей, собравшихся на пикник с патефоном. Мягко очерчены силуэты отдыхающих, им вторят склонившиеся ветви дерева; звуки музыки, обволакивая слушателей, кажется, плывут в лучах заката, - наверное, именно такая атмосфера и настроение царили на подмосковных дачах летними вечерами перед самой войной... |