Дизайнграммофонныхпластинок
Часть3.ДовоенныепластинкиНогинскогозавода

В начале 1930 годов в небольшом подмосковном промышленном городе Ногинск был построен новый завод по выпуску грампластинок, оснащенный совершенным для своего времени оборудованием германской фирмы Electrola и отечественного производства. Ногинский завод стал крупнейшим, наряду с Апрелевским заводом, производителем грампластинок, миллионные тиражи которых расходились по всей стране. Однако завод пребывал на первоначальном месте не более десятилетия: с началом войны оборудование было эвакуировано в Ташкент, где было развернуто производство, а после Победы о возвращении в Ногинск никто уже не задумывался.
 

Посмотреть картинку 400х400 Ранняя, еще не вполне устоявшаяся по дизайну этикетка 1934 - 1935 годов. В верхней части примечателен ромб со скрипичным ключом и советским флагом как одна из попыток объединения двух основных заводов под одним фирменным знаком. Название самого завода дано некрупным шрифтом по нижнему краю этикетки.
Посмотреть картинку 400х400 Идентичная современной ей этикетке Апрелевского завода этикетка 1936 - 1937 годов. Единственное их различие - в фирменном знаке - горне с начальными буквами названия завода. В слове "Грампласттрест" использован популярный в 30 годы характер написания строчных букв.
Посмотреть картинку 400х400 Этикетка пластинок выпуска 1938 - 1939 годов использует компактно размещенные мотивы резко и энергично очерченной ленты и стилизованных лучей, расходящихся от логотипа-монограммы "НЗ". Особая удача дизайнера здесь - в гармоничной компоновке элементов оформления.
Посмотреть картинку 400х400 Одна из наиболее часто встречающихся этикеток второй половины 30 годов применялась на производстве в 1939 - 1940 гг., когда тиражи выпуска пластинок резко возросли. Дизайн здесь строго функционален, и потому несложен. Отметим новую эмблему - советский флаг, объединенный с грампластинкой, а также удачно найденный мотив переходящих друг в друга полос по краю этикетки, образующих пульсирующий круг при вращении диска при проигрывании.
Посмотреть картинку 400х400 Серия тематических этикеток, отражавших в основном жанровый состав советской эстрады конца 1930 годов, была разработана к 1940 году. Композиция здесь построена на эффектном контрасте темно-синего и белого, рисунок лаконичен и выразителен. Эта этикетка использовалась, согласно рисунку, для пластинок с записями мужского вокала. В данном случае это вокальный ансамбль Юранда, попавший в СССР после присоединения Западной Украины и Белоруссии в 1939 году.
Посмотреть картинку 400х400 Несколько смягченная по рисунку этикетка из той же серии демонстрирует характерный для 1930 - 50 годов устоявшийся тип выступления на сцене исполнительниц разного рода лирических и иных песен - неизменное длинное платье и аккомпаниатор за роялем позади. Такие этикетки помещались на пластинках с записями как исполнительниц в манере традиционных русских и цыганских романсов с аккомпанементом рояля - Н.Юровской, И.Юрьевой, так и представительниц песенного жанра, часто выступавшими с джаз-оркестрами, например, К.Шульженко.
Посмотреть картинку 400х400 Представление об облике советских джаз-оркестров конца 1930 годов можно получить, взглянув на эту профессионально выполненную этикетку, представляющую фрагмент такого коллектива. Как можно увидеть здесь, обычно рояль и ударник с большим барабаном располагались на небольшом возвышении, а места перед ними занимали саксофонисты, тромбонисты и другие музыканты, в зависимости от состава оркестра. Примечательно, что именно на саксофоне - символе джаза - акцентирует внимание эта этикетка.
Посмотреть картинку 400х400 Этикетку массовых тиражей 1940 - 1941 годов отличает чрезвычайно лаконичный и даже аскетичный дизайн. В верхней части помещен последний вариант логотипа Ногинского завода - предельно обобщенное изображение диска грампластинки с буквами простого начертания.
Посмотреть картинку 400х400 Одновременно с предыдущей использовались и гораздо более сюжетно насыщенные и красочные этикетки. Они изображают уже не обобщенные образы артистов советской эстрады, а как бы обратный взгляд - типы людей - "потребителей" эстрадного искусства. Реалистичные изображения возвращают нас к "говорящим" этикеткам середины 1920, однако трактовка образов, в особенности на этой этикетке, вплотную подходит к китчу.
Посмотреть картинку 400х400 Еще одна этикетка из той же серии предвоенных лет, что и предыдущая. Здесь дан весьма удачно найденный романтический образ - группа друзей, собравшихся на пикник с патефоном. Мягко очерчены силуэты отдыхающих, им вторят склонившиеся ветви дерева; звуки музыки, обволакивая слушателей, кажется, плывут в лучах заката, - наверное, именно такая атмосфера и настроение царили на подмосковных дачах летними вечерами перед самой войной...

 

Назад0123456Вперед
 



 
Возврат на главную страницу
Возврат на главную страницу