
"Я,
Рознер Адольф Игнатьевич, родился 26 мая 1910 года. В семье: отец Рознер
Игнатий, по специальности рабочий-сапожник, мать Рознер Роза (девичья фамилия
- Лямпель) - домашняя хозяйка. Родители - польские поданные еврейской национальности,
проживали в городе Берлине (Германия), по улице Георгенкирхерштрасе, дом
номер 5 (центр Александерплатц). Родители мои имели 6 человек детей - 4
дочерей и 2 сыновей. Все родились в г. Берлине <...>".
Так начинается автобиография Эдди Рознера, составленная им в октябре
1953 года в магаданском лагере, куда он попал волею судеб в 1946 году.
За плечами у него уже были изгнания и унижения - сначала он бежал от фашистов
из Германии в Польшу, потом из Польши в Советский Союз... Здесь ему пришлось
остаться надолго.
"Лично я уже с 4-летнего возраста имел склонность к музыке.
6-тилетним ребенком в 1916 году я был принят в музыкальную консерваторию
Штерна в городе Берлине на Бетховенштрасе, д. 23. <...>
В 1920 году я закончил консерваторию с отличными оценками по классу скрипки
и перешел на продолжение музыкального образования в Высшую музыкальную
школу в г. Берлине на Кантштрассе."
В это время Адольф Рознер переходит со скрипки на трубу, что и определило
всю его дальнейшую карьеру. Скрипка, царица симфонического оркестра, уступила
место королеве джаза - трубе. Поначалу Рознер, выбравший себе псевдонимы
"Ади", "Джек" и "Эдди", выступает в оркестре Марека Вебера, а затем переходит
в джаз Стефана Вайнтрауба, чья джазовая направленность, в отличие от оркестра
Марека Вебера, была более ярко выражена. Вот что пишет об этом периоде
жизни коллекционер и журналист Владимир Виноградов: "В 30-х
годах этот оркестр записывался на пластинки и гастролировал в Западной
Европе. Кроме того, "Синкопейторс" работал по договору на трансатлантическом
пароходе "Нью - Йорк", ублажая публику, курсировавшую между Гамбургом и
портами Америки.
Эдди Рознер в течение ряда лет переписывался с барабанщиком Джином
Крупой, его кумирами стали американские трубачи Рой Элдридж, Банни Бериган
и Гарри Джеймс. Наряду с голландцем Луи де Фризом Рознер считался лучшим
джазовым трубачом в Европе.
Приход к власти Гитлера ускорил решение музыканта покинуть Германию.
Однажды он даже был избит штурмовиками в баре в центре Берлина. Во время
гастролей в Швейцарии Рознер покидает Вайнтрауба и перебирается в Польшу"
[1].
Ему, как и Хенрыку Варсу, удалось преодолеть постный стиль танго-оркестров,
царивший тогда повсеместно в Польше и создать образцы великолепного свингового
джаза, запечатленные фирмой "Коламбиа" во время гастролей оркестра Рознера
в Париже в 1938 году. Однако первого сентября 1939 года начинается Вторая
Мировая война, и Рознер с группой музыкантов вынужден бежать на территорию
Западной Белоруссии, которая только что отошла к Советскому Союзу. "Это
было в районе местечка Зарембо-Кошельни. Советские пограничные власти нас
приняли охотно, и узнав, что мы артисты, отправили в Белосток". Собрав
музыкантов-беженцев, он организует белостокский джаз, вскоре ставший Госджазом
БССР. Последовали гастроли по Белоруссии, а затем и в Ленинграде. Музыкант
оркестра Эдди Рознера, Юрий Цейтлин вспоминает о этом периоде: "Первые
же концерты джаза БССР принесли грандиозный успех. Это было невиданное
до сих пор нами музыкально-эстрадное зрелище. Добрый слух о нем разнесся
с молниеносной быстротой и, когда джаз появился наконец в Москве, начался
ажиотаж по добыванию билетов. Успех концертов джаза БССР был ошеломляющим."
Первый состав оркестра Рознера просуществовал недолго. В конце 1941
года большая часть музыкантов присоединяется к польской армии Андерса,
и Рознеру приходится реорганизовывать свой коллектив, в частности, дополняя
его новыми исполнителями из уже не существовавших к тому времени оркестров
Хенрыка Гольда и Хенрыка Варса. Оркестр начал записываться на пластинки.
Среди шлягеров, записанных в 1945 - 1946 годах, оказались такие популярные
композиции, как
"Караван"
,
"Ковбойская"
,
"Мандолина, гитара и бас"
,
"Парень-паренек"
,
вокальные партии в которых исполняли певцы рознеровского оркестра. В дальнейшем,
коллектив Эдди Рознера записывал пластинки в содружестве с Георгием Виноградовым и с Георгием Абрамовым,
поскольку художественный совет не устраивал польский акцент солистов оркестра.
В результате этих творческих контактов родились такие полюбившиеся всеми
записи, как
"Зачем"
,
"Тайный остров"
,
"На полянке"
,
"Это не сон"
,
"Серенада на осле"
,
"В лодке". Инструментальные
композиции, по большей части принадлежащие перу Юрия Бельзацкого и Эдди
Рознера, отличает великолепный свинг и выдающийся талант Рознера как солиста-трубача.
Среди инструментальных композиций, записанных коллективом на пластинки,
следует особо отметить
"Сент-Луис блюз"
,
"1001 такт в ритме"
,
"Розита"
,
"Прощай, любовь"
.
Все
шло прекрасно до 18 августа 1946 года, когда газета "Известия" опубликовала
статью Е.Грошевой "Пошлость на эстраде". После этого Рознер принимает решение
вернуться в Польшу. Однако делать это ему пришлось нелегально и 28 ноября
1946 года он был задержан Львовским управлением НКГБ. Рознер попал в тюрьму,
получив срок 10 лет, где работал в лагерном оркестре. Он провел в заключении
до 22 мая 1954 года и после смерти Сталина был освобожден. Все время, будучи
в магаданском лагере, он писал ходатайства о пересмотре дела, но безрезультатно.
После выхода из заключения неутомимый Рознер вновь организует оркестр,
из прежнего состава которого остался лишь вокалист Павел Гофман и скрипач
Луи Маркович. На экране появляется комедия "Карнавальная ночь", озвученная
музыкантами оркестра Рознера. В 60-е годы он пытался
создать оркестр с джазовым репертуаром, но сам он после лагерной цинги
и автокатастрофы играл уже не так блестяще, сказались личные и творческие
неурядицы. В то время была записана единственная пластинка с участием польской
вокалистки Катажины Боверы.
В 1972 году Рознер эмигрирует в Западный Берлин, но пожить на родине
ему осталось недолго. 8 августа 1976 года Эдди Рознер скончался.
Литературные источники.
1. Виноградов В. Маэстро из Берлина. - "Независимая газета" от 12 июля
1996 г.
Дискография Эдди Рознера
Возврат на главную страницу