Яков Борисович Скоморовский является одним из наиболее видных представителей ленинградской джазовой школы наряду с Г.Ландсбергом и А.Семеновым. Из джазовых музыкантов, работавших в основном в Ленинграде, он оставил самое значительное фонографическое наследие. Однако в отечественной джазовой историографии ему уделено очень мало места, тогда как этот музыкант заслуживает явно большего. Биографические сведения о нем довольно скудны (особенно в раннем и позднем периодах его жизни).
Яков Скоморовский родился в 1889 году в Киеве в семье, прославленной в этом городе своими музыкальными традициями. Его отец и дядя были известными музыкантами, по некоторым данным, дядя был дирижером симфонического оркестра. Трое его братьев - Абрам, Александр и Юзеф, стали также профессиональными музыкантами. Все они, кроме Юзефа, играли в оркестре Якова. Известно, что он поступил в Петербургскую консерваторию по классу трубы отнюдь не в юношеском возрасте, по окончании был зачислен в симфонический оркестр лейб-гвардии Волынского полка, который исполнял классическую и салонную музыку (духовые оркестры для сопровождения маневров и парадов были практически в каждой части, а оркестр симфонический был только один). Уже там Скоморовскому поручали ответственные соло для корнета и трубы. После революции Скоморовский приглашается в Малый Ленинградский Государственный Оперный Театр (МАЛЕГОТ), бывший Михайловский в качестве солиста-трубача. С 1919 по 1929 год театр становится его основным местом работы. В симфоническом оркестре театра он зарекомендовал себя настоящим виртуозом: немецкий оперный дирижер Георг Себастьян, большую часть жизни проводивший на гастролях в Советской России, в Ленинграде и на московском радио делавший записи арий опер Моцарта с советскими оперными певцами, был в середине
Скоморовский знакомится с Леонидом Утесовым в 1928 году и спустя несколько месяцев уже играет в первом составе его Теа-Джаза, дебютировавшем, кстати, на сцене МАЛЕГОТа. Репетиции проходили в огромной квартире Скоморовских на Конногвардейской улице (ныне ул. Перовской). Однако через год Скоморовский покидает и театр, и Утесова. Их мнения насчет того, каким должен быть оркестр, резко разошлись: Скоморовскому, инструменталисту-виртуозу с рафинированным вкусом, претила театрализация джаза и включение в него сочинений доморощенных авторов, мягко говоря, не высшей пробы. Практически все записи 1932 - 1933 и 1937 - 1938 годов, сделанные Скоморовским со своим оркестром - это сочинения зарубежных авторов. Исключение было сделано лишь для музыки, сочиненной им самим, его братом Александром - талантливым пианистом, руководившего своим собственным джаз-ансамблем, Дунаевским и Николаем Игнатьевым, лучшим джазовым аранжировщиком Советской России конца
Проработав некоторое время в оркестре Ленинградского мюзик-холла, руководимом Исааком Дунаевским, Скоморовский дебютирует уже со своим собственным оркестром в гостинице "Европейская" в Ленинграде в 1931 году. В репертуар были включены сочинения в подавляющем большинстве зарубежных авторов, в основном немецких. Партитуры были написаны Николаем Игнатьевым (до последнего времени они хранились в архиве Александра Скоморовского, после 1989 года их судьба неизвестна), а также использовались печатные голоса, вывезенные из Германии. Вокалистом оркестра был в то время Иван Миловидов с густым оперным баритональным тембром (в прошлом солист оперной труппы МАЛЕГОТа), на гавайской гитаре играл "человек-оркестр" Джон Данкер, игравший в джаз-оркестре и на банджо. Джаз Скоморовского записал в 1932 - 1933 годах в студии Музтреста более сорока произведений, опередив по числу записей своего бывшего партнера и теперешнего конкурента Утесова с его джазом. Многие вещи были записаны по нескольку раз, и до сих пор находятся все новые и новые пластинки. Оркестр тогда назывался "Концертный джаз-ансамбль", вероятно, в противовес Теа-Джазу Л.Утесова.
После этих сеансов в работе Скоморовского для грамзаписи наступил перерыв до 1937 года. Интересно, что деятельность оркестра ограничивалась в основном выступлениями в крупных ресторанах и гостиницах Ленинграда и Москвы, концертные программы, сделанные специально для выступлений с подиума, либо были редки, либо их не было вовсе. За это время состав оркестра несколько изменился, но кардинальные перемены произошли вместе с приходом аранжировщика Ильи Жака, писавшего все партитуры для оркестра с середины
Исаак Дунаевский, с которым Скоморовский был знаком еще по Мюзик-холлу, сыграл положительную роль в судьбе не одного джаза СССР благодаря своим связям в Наркомате по делам искусств, Государственном Репертуарном Комитете (ГРК) и даже более высоких инстанциях. Он привлек джаз Скоморовского к сотрудничеству еще в 1936 году. Неудивительно, что первые записи оркестра в 1937 году, сделанные выездной бригадой Грампласттреста в Ленинграде, запечатлели музыку этого самого известного композитора-песенника. Более того, Дунаевский выступал в этих записях в качестве дирижера и аранжировщика. Джаз Скоморовского озвучивал и кинофильм "Девушка спешит на свидание" с его музыкой. К сожалению, оригинальная фонограмма до нас не дошла, а в версии, вышедшей на экраны кинотеатров после реставрации ленты, играет студийный оркестр фирмы "Мелодия" под управлением Г.Гараняна. Однако сохранилась студийная грамзапись 1937 года трехминутной "Песни" - одного из центральных музыкальных номеров кинофильма.
После этого оркестр Скоморовского регулярно записывал на пластинки инструментальные композиции (из них только два вальса с тогдашней солисткой джаза Л.Соловьевой). В 1939 году оркестр начинает сотрудничество с восходящей ленинградской (поначалу) эстрадной звездой, молодой Клавдией Шульженко и записывается с ней на пластинки фабрики "Ленинград". Авторство аранжировок так и не установлено - скорее всего, часть из них делал Илья Жак, а часть - Алексей Семенов, чей оркестр находился одно время то под руководством Дунаевского, то под руководством Шульженко и ее мужа, куплетиста Владимира Коралли. Одни и те же партитуры использовались и в довоенных записях оркестра Скоморовского, и в записях 1945 года оркестра Семенова.
В последний раз в довоенное время оркестр Скоморовского появляется в студии Грампласттреста в январе 1940 года. С наступлением войны оркестр занимается культмассовой работой в действующей армии, записывает свои последние пластинки - "Бескозырка", "Земляки", "Краснофлотская улыбка", "В лесу прифронтовом", запечатлевшие резкий поворот от инструментальной музыки к советской патриотической песне и одновременно падение уровня исполнения, сведшегося к простому аккомпаниаторству певцам, имена которых прочно забыты.
После войны оркестр уже не записывается, а музыканты все чаще играют порознь, например, в оркестре Юзефа Скоморовского, который появлялся на танцевальных вечерах в домах культуры (например, в д/к им. Капранова на Московском проспекте за Обводным каналом, - тогда проспекте Сталина), состав его резко сокращается, а с приходом к власти в Ленинграде нового секретаря горкома Толстикова культурная жизнь в Ленинграде начинает замирать, и даже громкое имя и довоенные заслуги не могли спасти коллектив Скоморовского от окончательного распада.
Руководитель прославленного джаза довоенной поры, трубач и дирижер Яков Борисович Скоморовский скончался в Ленинграде в 1955 году.