АлександрЦфасман

С именем Александра Цфасмана - пианиста, композитора, дирижера, аранжировщика и руководителя оркестра связан период советского джаза с середины 20 и до конца 60 годов.

Александр Наумович Цфасман родился 14 декабря 1906 года в городе Александровске (ныне Запорожье) в семье парикмахера.

С 7 лет Александр Цфасман обучался  игре на скрипке и фортепиано, а с 12 лет поступил на фортепианное отделение музыкального техникума в Нижнем Новгороде. Продолжив обучение в Московской консерватории на фортепианном отделении по классу профессора Ф.М.Блуменфельда, А.Цфасман знакомится с джазом. В 1924 году он пишет ряд танцевальных пьес, которые имеют большой успех: "Эксцентрический танец", "Грустное настроение" и другие.

А.Цфасман. 1926 г.В конце 1926 года Александр Цфасман создает первый профессиональный джазовый коллектив в Москве - "АМА-джаз". С этим оркестром Цфасман выступает в саду "Эрмитаж", а также на эстрадах больших ресторанов и в фойе крупнейших кинотеатров.

В конце 1927 года оркестр Александра Цфасмана исполнил джазовую музыку по радио. Это была первая джазовая радиопередача в СССР. Чуть позже его коллектив записывается на пластинки, которые являются одними из первых советских джазовых грамзаписей.

К сожалению, после этого оркестр Цфасмана не записывался на пластинки до 1937 года, несмотря на успешную творческую деятельность, примером которой может служить выступление коллектива Александра Цфасмана на показе джаз-оркестров, организованном московским Клубом мастеров искусств в конце 1936 года. По мнению Евгения Габриловича, оркестр Цфасмана выступил на этом смотре лучшим по всем показателям [1].

А.Цфасман. 1938 г.В 1937 году появилось на свет 4 записи в исполнении его коллектива. Это были цфасмановские "В дальний путь"Воспроизвести в формате RealAudio , "На берегу моря"Воспроизвести в формате RealAudio и "Неудачное свидание"Воспроизвести в формате RealAudio, а также обработка известного польского танго "Последнее воскресенье", выпущенное под названием "Расставание"Воспроизвести в формате RealAudio, в обиходе более известное как "Утомленное солнце".  На трех из этих пластинок вокальную партию исполнил постоянный солист цфасмановского джаза Павел Михайлов, певец тонкого лирического дарования, которое неизменно покоряло сердца слушателей. Вслед за этими записями появились пластинки с инструментальными пьесами: "Звуки джаза"Воспроизвести в формате RealAudio, "Фокс-краковяк"Воспроизвести в формате RealAudio, "О' кэй"Воспроизвести в формате RealAudio, "Веселая прогулка"Воспроизвести в формате RealAudio, "Последний летний день"Воспроизвести в формате RealAudio, "Мне грустно без тебя"Воспроизвести в формате RealAudio, "Я люблю танцевать"Воспроизвести в формате RealAudio и лирическими песнями "Как же мне забыть", "Тебя здесь нет", "Я не прощаюсь"Воспроизвести в формате RealAudio, "Случайная встреча".

Несмотря на огромную занятость в своем коллективе Александр Цфасман продолжал концертировать с сольными программами как пианист. Пианистический талант Цфасмана вызывал восхищение таких выдающихся музыкантов как А.Гольденвейзер, К.Игумнов, Г.Нейгауз, Д.Шостакович. Пианизм и композиторское творчество слиты в искусстве Александра Цфасмана воедино. Подавляющее число созданных им произведений предназначены для фортепиано, а затем аранжированы для джаз-оркестра. В основном это танцы, песни, фантазии и обработки популярных мелодий. Однако у Цфасмана есть и произведения крупной формы. Среди них балетная сюита "Рот-фронт" для оркестра (1931 год), концерт для фортепиано с джаз-оркестром (1941 год) и концерт для фортепиано с симфоническим оркестром (1956 год). Александр Цфасман написал также немало музыки к театральным постановкам и кинофильмам.

Афиша. 1939 г.В 1939 году оркестр Александра Цфасмана приглашается для работы на Всесоюзном радио, перенимая эстафету из рук Александра Варламова, чей коллектив пришел туда годом раньше. В этом же году коллектив Цфасмана записывает на пластинки такие миниатюры как "Я жду письма", "Никто Вас не заменит", "Анна",  "Воспоминание"Воспроизвести в формате RealAudio, "Лодочка"Воспроизвести в формате RealAudio, "Возврата нет", "Парень с юга"Воспроизвести в формате RealAudio, "Лунный вечер", "Свидание с любимой", "Я в хорошем настроении"Воспроизвести в формате RealAudio. С этого момента и до 1946 года его коллектив становится штатным джазовым оркестром Всесоюзного радиокомитета (джаз-оркестр ВРК). Это является важной вехой в творческой биографии музыканта и его коллектива. С одной стороны, советская джазовая музыка начала регулярно звучать по радио, ее слышали во всех уголках страны, а с другой стороны, коллектив Александра Цфасмана как штатный джаз-оркестр ВРК стал приглашать к сотрудничеству многих солистов Всесоюзного радио, таких как А.Клещева, К.Новикова, К.Малахов, А.Погодин.

В 1939 году состоялась первая советская джазовая телепередача. В ней выступал оркестр Цфасмана.

В годы Второй мировой войны коллектив Александра Цфасмана обращается к военной тематике, внося свой вклад в борьбу с врагом с помощью своего искусства. Так, уже первый военный номер газеты "Советское искусство" сообщал, что "для джаз-оркестров в ближайшее время будут изданы ноты антифашистских песен Д.Кабалевского и А.Цфасмана" [2]. Весной 1942 года джаз-оркестр ВРК в полном составе выехал на Центральный фронт. Цфасманом как композитором были написаны такие замечательные песни на военные темы как "Все равно", "Моя любовь"Воспроизвести в формате RealAudio, "Веселый танкист", "Молодые моряки"Воспроизвести в формате RealAudio. После открытия второго фронта в репертуаре оркестра все чаще начинают появляться произведения английских и американских авторов. Примером этого может служить великолепное исполнение "Лирического фокстрота"Воспроизвести в формате RealAudio Д.Керна из американского кинофильма "Песнь о России".

В 1946 году Цфасман был приглашен работать музыкальным руководителем театра "Эрмитаж", где собрал симфоджаз. Этот год также примечателен выпуском пластинки, на которой Александр Цфасман аккомпанирует на фортепиано Леониду Утесову ("Когда проходит молодость", "Домик на Лесной").

Дальнейшая творческая судьба Цфасмана была также неразрывно связана с джазом. Несмотря на то, что стиль джазовой музыки после войны в корне изменился, Цфасман оставался верен себе и его произведения послевоенного периода также покоряли сердца слушателей. Так, композитор Андрей Эшпай говорил о Цфасмане: "Меня неизменно восхищает в нем неистощимый запас энергии, творческой выдумки, изобретательности. Причем Цфасман всегда остается Цфасманом, ни на кого не похожим, самобытным исполнителем. Здесь сказывается и большая культура, и блестящее мастерство (еще бы, школа Блуменфельда!), и увлеченность искусством" [3, с. 65]. В 1951 году Дмитрий Дмитриевич Шостакович, сам неоднократно выступавший в концертных залах в качестве пианиста, писал Цфасману: "Обращаюсь к Вам с большой просьбой. Я написал для картины "Незабываемый 1919 год" нечто вроде фортепианного концерта. Для Вас он не представляет трудностей. Сам же я его сыграть не могу. Очень просим Вас не отказаться и сыграть его. Повторяю: для Вас это будет не трудно" [4].  И, наконец, примером тому также может служить и небывалый успех юбилейного концерта Александра Цфасмана, состоявшегося в декабре 1956 года в Колонном зале Дома Союзов, где музыкант в который раз продемонстрировал талант композитора, пианиста и дирижера.
 
 

Литературные источники.

1. Габрилович Е.И. Вечер джазов. - "Вечерняя Москва" от 27 декабря 1936 г.
2. Издание массовых военных песен. - "Советское искусство" от 29 июня 1941 г.
3. Скороходов Г.А. Звезды советской эстрады. - М., "Советский композитор", 1986, 184 с.
4. Скороходов Г.А. Аннотация к грампластинке М60 47455 008 "А.Цфасман. Встречи и расставания", "Мелодия", 1986.
 
Дискография Александра Цфасмана

 


Возврат на главную страницу
Возврат на главную страницу