Перед тем как приступать к рассказу о Леониде Утесове, необходимо учесть
всю трудность поставленной задачи. Личность Утесова необыкновенно многогранна
- он и актер, и певец, и дирижер, и организатор, и замечательный рассказчик
(в чем мы смогли убедиться по телепередачам, прошедшим на экранах телевизоров
в
Талант Утесова был синтетичным. Именно такие люди, как Утесов, обладающие столь многогранными дарованиями, являются первооткрывателями во многих областях науки и искусства. Такими были Бах, Шостакович, Эллингтон. И секрет их творческого успеха - умение сочетать несочетаемое, короче говоря, искусство синтеза. Таким был синтез театра, джаза и песни в утесовском творчестве. Но для того, чтобы лучше понять Утесова, необходимо сказать несколько слов о природе джаза.
Джаз открыт для всех влияний - будь то влияние фольклора, академической музыки, пластики, жеста и мимики, изобразительного искусства. Вспомним - в утесовском Теа-джазе были налицо все признаки театрального спектакля. А ведь сам по себе театр - синтез литературы, пластики и живописи. В опере и оперетте к этим искусствам прибавляется еще и музыка. Но совсем другое дело - невиданный доселе эксперимент, когда музыканты-инструменталисты сами становились актерами, и взаимное проникновение искусств друг в друга увеличивается. Это было в Теа-джазе Утесова.
Но не было бы синтеза искусств, не было бы Теа-джаза, если бы не было его руководителя, который к тридцати годам достиг небывалых успехов в актерском мастерстве. В 1923 году он представляет программу "От трагедии до трапеции", включавшую в течение одного вечера проявление всех разновидностей актерского мастерства.
Такое актерское амплуа ближе всего стояло к эксцентрическому направлению, но у Утесова нельзя было отнять и его лирического дарования - в образе Кости Потехина из "Веселых ребят" соединяются и эксцентрическое, и лирическое. Среди прототипов - Чарли Чаплин в Америке, Макс Фриш в Германии - современники Утесова.
В конце
Так, вплоть до конца сороковых годов в утесовском оркестре параллельно
уживались две линии - инструментальная и песенно-театральная. Поэтому необходимо
рассмотреть утесовское творчество в двух аспектах.
Многие из номеров, вошедших в первые программы утесовского Теа-джаза,
были записаны на пластинки в студии Музтреста в 1932 году. Среди них 3
рапсодии, мелодекламации, инструментальные пьесы, фантазии на темы классических
произведений. Эти записи дают очень полное представление о лице утесовского
коллектива в начале
"Песенный джаз" - так определяли большинство критиков того времени жанр,
в котором работал оркестр. С 1937 года начинаются регулярные записи песен
в исполнении Госджаза РСФСР на пластинки. Многие из них были напеты штатной
вокалисткой оркестра Эдит Леонидовной Утесовой, начавшей выступать с коллективом
еще в 1934 году. Песни лирические ("Тайна", "Портрет", "Луч надежды", "Добрая
ночь"), патриотические ("Казачья песня", "Краснофлотский марш", "Счастливая
станица"), сатирические ("Палач и шут", "Акула", "Маркиза"), народные ("Раскинулось
море", "Сулико") занимали более трех четвертей программ утесовского оркестра,
быстро ставшего самым популярным джазом в стране. Его концерты продолжали
быть оформленными в виде театральных представлений, как и в начале
В
годы войны Теа-джаз продолжал концертную деятельность на фронтах, подготовил
программу "Бей врага!", включил в репертуар массу новых песен на военную
тематику, написанных Никитой Богословским, Аркадием Островским, Марком
Фрадкиным, другими молодыми в то время композиторами. Многие популярные
до сих пор песни этой поры ("Темная ночь", "Барон фон дер Пшик", "Бомбардировщики"
и другие) были впервые исполнены именно утесовским коллективом
Тремя годами позже грянуло постановление "Об опере Вано Мурадели "Великая
дружба", когда началась эпоха так называемого "распрямления саксофонов".
Последняя джазовая пластинка была записана Утесовым в 1947 году, с этого
момента оркестр становится эстрадно-песенным коллективом и отходит от джаза.
Утесов сохранил за собой художественное руководство джазом, однако реально
музыкальной стороной дела он уже не занимался, предпочитая петь с небольшими
составами.
Второй состав утесовского оркестра оставил значительно большее число грамзаписей, сделанных в 1932 - 1934 годах. Среди них особо выделяются инструментальные - "Арабелла" , где Утесов представлял своих музыкантов, дав каждому соло; "Сюита" (на самом деле сюитой не являющаяся); "Блюз для троих" - образец камерного музицирования солистов ансамбля; "Конго", представляющая собой точную копию аранжировки Кинга Оливера; а также популярные "Три поросенка" (записанные под названием "Мышки") и попурри из известных румб под названием "Гавайская румба". В процентном отношении эти джазовые миниатюры составляли не более одной пятой от всего записанного.
К записям джазовых произведений без вокала Утесов обращается только в 1938 году. Это фокстроты "Искушение", "Всеми любимая", "Ночью", "Люби меня" и фантазия "Дуниада" на темы сочинений Дунаевского. 1939 год приносит новую серию записей инструментальной музыки - "Солнечные пятна" Трумбауэра, "Караван", "По волнам" и "Одиночество" Элингтона, "Блюз" Ашкенази и "Домик" К. Портера. Последняя запись демонстрирует великолепное владение оркестром всеми приемами современной (естественно, тому времени) манеры джазовой игры.
После войны оркестр Утесова записывает только две пластинки с инструментальной
музыкой без вокала - первую в 1945 году -
"Долли" и
"Всегда", вторую - в 1947 году -
"Небо голубое" и
"Наш ритм", которая оказалась последней
пластинкой Госджаза РСФСР перед переименованием его в "Государственный
эстрадный оркестр" и последовавших за этим перемен в составе и репертуаре
коллектива.