Заслуженный артист РСФСР Александр Наумович Цфасман —
известный композитор, пианист и дирижер, долгие годы плодотворно
работавший в области эстрадной и джазовой музыки.
Цфасман родился в 1906 году в Запорожье. В детстве обучался
игре на скрипке и на фортепиано. Позднее занимался в музыкальном
техникуме в Горьком, а затем поступил в Московскую
консерваторию, которую закончил в 1930 году по классу профессора
Ф. М. Блуменфельда.
Двадцатилетним студентом консерватории Цфасман организовал
первый в Москве профессиональный джазовый коллектив, получивший
название «АМА-джаз» («АМА» — Ассоциация московских авторов).
В марте 1927 года, после четырех месяцев репетиций, оркестр,
в составе которого было восемь музыкантов, дебютировал в
Артистическом клубе. Взыскательная публика горячо приветствовала
молодых музыкантов и руководителя ансамбля — солиста-пианиста
А. Цфасмана.
В скором времени коллектив начинает давать концерты на эстраде
сада «Эрмитаж», играет в ресторанах и фойе кинотеатров.
В 1928 году «АМА-джаз» выступил по радио и записал первые в
истории советского джаза грампластинки.
В начале 30-х годов состав оркестра увеличивается. Сюда приходят
талантливые музыканты: трубач Михаил Фрумкин, тромбонист
Иван Ключинский, саксофонист Михаил Ланцман и другие. В эти
годы в репертуаре оркестра появляются не только талантливо
обработанные А. Цфасманом танцевальные пьесы зарубежных авторов,
но и новые произведения, созданные им самим. Среди них — фокстрот
«Звуки джаза», оригинально инструментованный Цфасманом,
шуточная песня на стихи В. Трофимова «Неудачное свидание», сразу
завоевавшая необычайную популярность, и многие другие. Во всех
этих пьесах Цфасман выступил и как самобытный аранжировщик и
дирижер, и как пианист-виртуоз.
Широкую популярность принесли оркестру граммофонные записи,
расходившиеся по стране огромными тиражами. На пластинки
попадало все лучшее, что исполнялось оркестром: танцевальные пьесы,
эстрадные песни в танцевальных ритмах, исполненные солистами
оркестра Павлом Михайловым, а позже — Руженой Сикорой,
Иваном Шмелевым, Ефремом Флаксом...
На пластинки Цфасман записывает собственные танцевальные
пьесы и обработанные им мелодия, выступая в них как солист-пианист.
Цфасман создал оригинальный, присущий только ему стиль исполнения,
в котором острая ритмичность сочетается с виртуозным
пианистическим мастерством, в то время никем не превзойденным.
В 1939 году Цфасман возглавил джаз-оркестр Всесоюзного
радиокомитета. Здесь под его руководством были исполнены десятки
эстрадных песен, оркестровых пьес, танцев. «Джаз-оркестр Всесоюзного
радиокомитета внес значительный вклад в создание самобытного
интонационно нового типа джазовой музыки, — отметил в книге
«Советский джаз» А. Баташев, — именно в этом оркестре начало
складываться новое музыкальное мышление, на основе которого
позднее, в конце 50-х годов, сформировался исполнительский стиль
нового поколения советских джазовых музыкантов».
В 1942 году джаз Всесоюзного радиокомитета, возглавляемый
А. Н. Цфасманом, выезжает на Западный фронт. Более 90 концертов
дали за два месяца музыканты. «В наших программах, — вспоминал
Александр Наумович, — главное место занимали тогда популярные
песни советских композиторов. Самый живой отклик находили они
в сердцах бойцов. И мы понимали, как нужны были эти песни на
фронте».
В послевоенные годы Цфасман создает музыку ко многим кинофильмам
и театральным постановкам. Успешно продолжает работать
он и в области эстрадной музыки. «Мы, композиторы, — говорил
Александр Наумович, — должны стремиться писать такую музыку,
которая бы трогала и волновала своей задушевностью, увлекала и
веселила темпераментом, выдумкой, озорством».
Искусство А. Н. Цфасмана неизменно привлекало внимание любителей
эстрадной и джазовой музыки. Это талант яркий, оригинальный равно
раскрывающийся и в его исполнительском и в композиторском творчестве.
Широко образованный, вдумчивый и постоянно ищущий музыкант,
он великолепно чувствовал современность.
«Меня неизменно восхищает в нем неистощимый запас энергии,
творческой выдумки, изобретательности, — говорил композитор
Андрей Эшпай, — причем Цфасман всегда остается Цфасманом, ни
на кого не похожим, самобытным исполнителем. Здесь сказывается
и большая культура, блестящее мастерство (еще бы, школа Блуменфельда!) и
увлеченность искусством».
Глеб Скороходов