Лазаренко Капиталина Андреевна родилась в 1925 году.
Лет десять назад, на одном из концертов Капиталины Лазаренко я взял у нее интервью.
Она рассказала о своей жизни: «...Махачкала, сорок третий год... Я окончила музыкальную
школу и участвовала в самодеятельности Дворца культуры рыбаков. Параллельно
прирабатывала в кинотеатрах — пела перед сеансами. Время было тяжелое — война.
Пела все подряд: и оперные партии, и арии из популярных оперетт, и песни советских
композиторов. Потом меня пригласили в хор Дагестанского радиокомитета, там я впервые
и получила свою трудовую книжку».
— «Я видел старую афишу, там вы значились как Кити Шимановская».
— «Да, было такое. Приехал в Махачкалу Литовский джаз, и музыканты пригласили
меня на репетицию. Попросили спеть что-нибудь. Кончилось
тем, что я бросила Махачкалу и поехала с ними работать. Приехали в Москву, музыканты
своего дома еще не имели — Вильнюс у немцев был. Стали работать. И дали они мне
псевдоним: вместо Капиталины — Кити, вместо Шамановой, моей девичьей
фамилии — Шимановская...»
— «В Москве, наверное, трудно пришлось поначалу?»
— «Не сладко. Учебу в Гнесинском училище приходилось совмещать с работой. Приютила
меня солистка этого же джаза Эсфирь Ласкина. Вот кто по-настоящему помог мне в
жизни — она и кров дала, и петь учила, и мастерам эстрады меня показала.
Мы тогда выступали в зале им. Чайковского. Неудобно говорить, но был успех.
Слухи дошли до начальства, и на один из моих концертов пришла дирекция ВГКО.
Тогда еще Всероссийское гастрольно-концертное объединение было,
и его руководители ходили на концерты.
Потом меня пригласили в концертную группу Александра Николаевича Вернера. Я у него
многому научилась. Артист он был, конечно, феноменальный. Он ставил искрометные
программы: «Когда зажигаются огни», « Не в бровь, а в глаз», с которыми мы ездили в
Одессу, Тбилиси, Ленинград и везде имели успех, вот тогда я и получила признание публики...»
Мой муж был кадровый военный, прошел путь от рядового до генерала. Воевал, был контужен,
но, к счастью, вернулся живой. А ведь многим война принесла невосполнимое горе. И я просто
не мыслю своего репертуара без песен времен Великой Отечественной. Иногда мне
говорили: «Капа, зачем тебе это нужно? Выходит красивая женщина и начинает петь о войне.
Зачем это? У тебя другой жанр». А я не могу не петь об этом, о верности ушедшим...»
Во втором отделении того концерта Капиталина Лазаренко исполняла лучшие песни
своего репертуара, старинные романсы... Как давно все это было: «Гитана», «Караваньера»,
«Вишневый сад», «Чико-чико», «Бесаме мучо». «Мою любовь» она бисировала.
Ах, как она пела эту румбу! Сколько динамики, страсти, темперамента! Не зря равнодушные
к европейской эстраде американцы в свое время выпустили с этими и другими песнями
целый «гигант» под весьма лаконичным названием «Поет Капа!»
А первую свою запись на пластинку она сделала с оркестром п/у Л. Утесова. «Помню,
выступала в ЦДРИ, и на концерте присутствовал Леонид Осипович Утесов. Я пришла
расстроенная за кулисы оттого, что плохо пела. И вдруг слышу голос с
сипотцой: «Где же здесь Капочка Лазаренко?» — «Вон там она, за ширмой сидит».
А я просто плачу — так ужасно расстроена. Он подошел и ласково тронул за
плечо: «Деточка, как вы хорошо пели. Идите ко мне работать».
Именно в концертных программах Государственного эстрадного оркестра
РСФСР п/у Л.О. Утесова произошло становление Лазаренко как певицы. Прав был
Евгений Петросян, когда говорил: «Школа Утесова не могла не сказаться на дальнейшей
творческой судьбе его учеников, и именно Утесов сумел придать природному дарованию
Капитолины Лазаренко четкие формы Мастерства. Мастерства с большой буквы».
Народная артистка России (1994).
Борис Савченко