Петр Константинович Лещенко родился на Украине 3 июня 1898 года в довольно
бедной семье. Отца потерял в раннем возрасте.
Украинцы - народ музыкальный, певучий.
Любили песни и в семье Лещенко. Звонкоголосого Петю, когда подрос, определили в
церковный хор. Он довольно быстро научился читать ноты с листа, точно вести мелодию.
Одаренность его натуры сказалась впоследствии в серьезном увлечении народными
танцами, в техничной игре на гитаре. Когда у юноши "прорезался" от природы поставленный
голос сочный, широкого диапазона баритон, окружающие стали настойчиво советовать ему
попробовать силы на профессиональной эстраде. И вот в 1915 году в одном из небольших
кишиневских ресторанов состоялся его дебют. Семнадцатилетний Петр Лещенко показал свое
искусство и в стремительной кавказской лезгинке, и в русских, украинских и цыганских песнях.
Произвел хорошее впечатление. Так началась его карьера танцора и певца. В танцах зрителей
привлекал яркий темперамент артиста. В песнях - красивый голос и своеобразная, открытая,
доверительная исполнительская манера.
В 1918 году боярская Румыния оккупировала Бессарабию, входившую в состав России.
Молодой артист оказался за рубежом, где и прошла вся его дальнейшая жизнь.
Зрительское признание не вскружило голову Лещенко. Он остро ощущал недостаток
профессиональной подготовки. В 1923 году поступил в балетную школу в Париже - ему
хотелось значительно увереннее чувствовать себя в танце.
В Париже Лещенко познакомился с очаровательной девятнадцатилетней танцовщицей
Зинаидой Закит, латышкой, приехавшей во Францию из Риги с хореографическим ансамблем.
Спустя два года они поженились. Подготовили несколько песенно-танцевальных номеров.
Закит, прекрасная классическая балерина, танцевала и сольные номера. Успех был настолько
велик, что молодоженам предложили турне по странам Ближнего Востока.
В середине 30-х годов на эстрадные подмостки вместе с братом и его женой вышли младшие
сестры Лещенко - Валя и Катя, одаренные танцовщицы. Возник оригинальный семейный
музыкально-хореографический ансамбль "Трио Лещенко", причем сестры исполняли русские
танцы.
Начало второй мировой войны застало Петра Лещенко на гастролях в Париже.
С огромными трудностями ему удалось уехать в Бухарест, где он содержал большой
ресторан "Петр Лещенко", расположенный на главной улице города. Известная румынская
певица Алла Баянова рассказывает: "Оформление модного ресторана было прекрасным.
На столиках абажуры разного цвета. На стене - огромная несущаяся русская тройка,
нарисованная талантливым художником Виктором Малишевским. Оркестром руководил
музыкант и композитор Жорж Ипсиланти. Среди солистов выделялись скрипач Николай
Черешня, баянист Сафоня Соколов. Петр Константинович пел, играл на гитаре.
Выступал небольшой цыганский хор, три солистки. Одной из них была я. Ресторан
пользовался огромной популярностью".
В 1944 году Румыния была освобождена из-под ига фашизма. После прихода советских
войск Лещенко давал концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах.
Исполнял сочиненные им патриотические песенки о русских девушках - "Наташа",
"Надя-Надечка", пел "Темную ночь" композитора Никиты Богословского, популярные
русские песни. С ним выступала его вторая жена, певица и аккомпаниатор
Вера Белоусова-Лещенко.
Умер Петр Лещенко в 1954 году в Румынии.
Начиная с 1928 года Лещенко стал записываться на граммофонные пластинки в
Германии, Англии, Латвии на фирмах "Parlophon", "Columbia", "Bellaccord", позже
"Electrecord" (Румыния). Его легко узнаваемый голос, оригинальные песни, зачастую
сочиненные им самим, под которые так приятно было отдыхать или танцевать, звучали
на всех континентах. Причем никого из зарубежных слушателей не смущало, что артист
пел на незнакомом им русском языке. Главное было в том, как пел. А пел с душой, искренне,
то улыбаясь, то грустя.
Граммофонные пластинки (всего было сделано около 180 записей) сохранили живой
и выразительный голос Петра Лещенко, запечатлели его своеобразную певческую манеру
и, до известной степени, его актерское мастерство. Конечно, не все в творчестве артиста
равноценно. Образцы благородной любовной лирики соседствуют порою с фривольными
песенками, рассчитанным на невзыскательный вкус,- буржуазная среда требовала от него
вполне определенного репертуара.
Грамзаписи Петра Лещенко привлекают уже не одно поколение слушателей.
И это убедительно свидетельствует о том, что в лучших своих песнях он достигал
подлинного искусства.
Борис Метлицкий