Эстрадный певец, актер театра и кино Утесов Леонид Осипович
(настоящее имя Лазарь Иосифович Вайсбейн) родился 9 марта 1895 года в Одессе.
Учился в Одессе в коммерческом училище Файга, откуда в 1909 году
был отчислен за плохую успеваемость и низкую дисциплину.
После непродолжительной работы в бродячем цирке (в качестве гимнаста)
вернулся в Одессу, где учился играть на скрипке. В 1912 году устроился в
Кременчугский театр миниатюр; тогда же взял сценический псевдоним
Утесов. Начиная с 1913 года играл в одесской труппе К.Г. Розанова
(Большой и Малый Ришельевские театры), Херсонском театре миниатюр,
передвижном театре миниатюр «Мозаика» (1914 г.).
В 1917 году занял 1-е место на конкурсе куплетистов в Гомеле и в том же году
организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду
«Эрмитаж».
В 1919 году состоялся кинематографический дебют Утесова —
в роли адвоката Зарудного в фильме «Лейтенант Шмидт — борец за свободу».
В 1921-28 годах играл в таких театрах, как Театр революционной сатиры
(Москва), Театр музыкальной комедии, Палас-театр, Свободный театр
(Ленинград), «Маринэ» (г.Рига). В 1925 году снялся в двух фильмах
Б. Светлова — «Карьера Спирьки Шпандыря» и «Чужие».
В 1928 году после поездки в Париж, где впервые услышал профессиональный
джаз, собрал музыкантов и стал готовить джазовую программу.
8 марта 1929 года на сцене Малого оперного театра (г.Ленинград)
дебютировал театрализованный джаз Леонида Утесова с
программой «Теа-джаз». Это был совершенно новый для эстрады
того периода жанр. Утесов совмещал дирижирование с конферансом,
танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов. Разыгрывались
разнообразные сценки между музыкантами и дирижером.
Все выступление было режиссерски объединено, начиная со
знакомства с публикой и кончая прощальной песней "Пока", для
трансляции которой использовались киноэкран и репродукторы,
установленные на фасаде концертного здания. Предтечей этой
программы можно считать спектакль Утесова «От трагедии до трапеции»
(первая половина 20-х годов), в котором он проявил себя как синтетический
актер: на протяжении шестичасового сценического действия из
революционера Федора Раскольникова он превращался в царя
Менелая из оперетты «Прекрасная Елена», в дивертисменте играл
соло на гитаре, появлялся в облике скрипача, пел, аккомпанируя себе
на гитаре, танцевал в паре с балериной и завершал представление
упражнениями на трапеции.
В первые годы работы Утесова с джазом проявилось его пристрастие
к так называемому блатному фольклору. Еще в 1929 году в спектакле
Ленинградского театра сатиры «Республика на колесах» прозвучала
песня "С одесского кичмана", которую вскоре объявили
«манифестом блатной романтики» и запретили. В программу
«Теа-джаз» были включены песни Лимончики, Гоп со смыком.
Блатной фольклор в исполнении Утесова приобрел ироническую
интонацию, снимавшую воровскую романтику. В своих выступлениях
он часто использовал популярные мелодии с новыми текстами.
В начале 30-х годов поэт-песенник В. Лебедев-Кумач по просьбе
Утесова написал новые тексты для песен Подруженьки и Мурка,
вошедшие в репертуар певца как Джаз-болельщик и У окошка.
Вторая программа оркестра «Джаз на повороте» (1930 год) состояла
из оркестровых фантазий на темы народных песен и четырех
рапсодий, написанных И. О. Дунаевским, — Русской, Украинской,
Еврейской и Советской. По-новому зазвучали популярные мелодии
Во субботу день ненастный, Виют витры и др. В дальнейшем Утесов
часто включал в свои программы джазовые интерпретации мелодий
народов СССР, объясняя это так: «Если у американского джаза
негритянский фольклор, то почему у нас не может быть грузинского,
армянского или украинского?».
В 1933 году в репертуаре коллектива появляется пьеса «Музыкальный магазин»
(авторы Н. Р. Эрдман, В. З. Масс), представляющая собой ряд небольших
комических эпизодов, происходящих в музыкальном магазине в течение
рабочего дня. В одной из сцен оркестр пародировал механизированный,
бездушный джаз, исполняя переложенные Дунаевским в ритме фокстрота
арию индийского гостя из «Садко» Н. А. Римского-Корсакова,
«Сердце красавицы» из «Риголетто» Дж. Верди и некоторые темы из
«Евгения Онегина» П. И. Чайковского. Успех джазовой интерпретации
классических произведений во многом определил содержание следую
щей программы оркестра — «Кармен и другие», в которой комически
обыгрываемые эпизоды известной оперы сопровождались
оджазированной музыкой Ж. Бизе.
В 1934 году на экраны кинотеатров вышел фильм Г. Александрова
«Веселые ребята», в котором снимался весь оркестр Утесова.
Общее настроение картины определили песни Дунаевского на
стихи Лебедева-Кумача: "Сердце, тебе не хочется покоя" и "Марш
веселых ребят" в исполнении Леонида Утесова. Песни обрели
большую популярность. Проходивший в Лондоне конгресс мира
и дружбы с СССР (1937 год) заканчивался под "Марш веселых ребят".
С 1936 года в выступлениях оркестра принимает участие Эдит Утесова
(дочь певца), актриса театра им. Вахтангова.
В 1937 году джаз-оркестр Утесова представил программу в двух отделениях
«Песни моей Родины». В первую часть вошли песни о гражданской
войне ("Тачанка", "Полюшко"), вторую составили лирические и комедийные
песни. Программа шла несколько лет, вплоть до начала Великой
Отечественной войны. В 1938 году Утесов в качестве художественного
руководителя выпустил спектакль «Два корабля», в котором прозвучали
песни "Варяг", "Раскинулось море широко", "Моряки", "Краснофлотский
марш", "Баллада о неизвестном моряке". В 1939 году написал свою первую
книгу «Записки актера». Играл роль директора кардиологического
санатория «Спасибо, сердце» в спектакле-водевиле «Много шума из тишины»,
где исполнил песни "Тайна", "Му-му", сразу ставшие популярными.
В том же году играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте
«Пароход», который по праву считается прообразом современных видеоклипов.
Объявление о начале войны застает Утесова во время репетиции новой
программы «Напевая, шутя и играя» в московском «Эрмитаже». Желая
поддержать солдат, оркестр в короткий срок создает первую военную
программу «Бей врага!», в которой наряду с уже известными песнями
звучат новые произведения: "И не раз и не два мы врага учили",
"Партизан Морозко", "Привет морскому ветру". За первый год войны оркестр
дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии на
Калининском фронте, постоянно включая в программу новые
песни: "Жди меня", "В землянке", "Темная ночь", "Одессит Мишка", сатирические
антифашистские частушки "Гадам нет пощады!". В июне 1942 года Леониду
Утесову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Вторая
программа военных лет «Напевая, шутя и играя» явилась откликом на
начало серьезных успехов Советской армии. В нее были включены
песни: "Прощание", "Пароход", "Десять дочерей", "Два друга". В 1944 году оркестр
представил новую джаз-фантазию «Салют», в которой прозвучали
отрывки из симфонических произведений, свыше двадцати
старых и новых песен, лирические и сатирические интермедии.
9 мая 1945 года при огромном стечении народа Утесов выступил с
оркестром на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве.
К 800-летию Москвы (1947 год) утесовский коллектив подготовил оркестровую
фантазию «Москва», в финале которой впервые исполнялась песня
Дунаевского Дорогие мои москвичи! В 1952 году появилась программа
«Музыка толстых», центральное место в которой занимала сатира
на международные темы. 25-летие коллектива (1954 год) было отмечено
эстрадным спектаклем «Серебряная свадьба», в котором среди
прочих Утесов исполнил одно из последних произведений
Дунаевского "Я песне отдал все сполна". Песня вошла в фильм
«Веселые звезды» (экранизация эстрадного концерта). В марте
1960 году в Московском театре эстрады была представлена программа
«Тридцать лет спустя». В ней, наряду с обычным репертуаром,
оркестр исполнил сложные классические произведения — марш
С. С. Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам» и
пьесу К. Дебюсси Reverie. Отличие от западного, якобы чисто
танцевального джаза, подчеркивалось пародийным номером
«Эволюция западного танца».
В 1965 году Леониду Утесову было присвоено звание народного артиста СССР.
Он стал первым артистом эстрады, удостоенным этого звания.
9 октября 1966 года на концерте в ЦДСА артист почувствовал себя плохо.
Через некоторое время он решил покинуть сцену. В оставшиеся
16 лет жизни Утесов написал еще одну книгу «Спасибо, сердце!»,
руководил оркестром, много снимался на телевидении, но практически
не выходил на сцену. В декабре 1981 года состоялось последнее выступление Утесова.
Музыкальные критики часто обвиняли Утесова в отсутствии
певческого голоса. Леонид Осипович неизменно
отвечал: «Пусть так! Я пою не голосом — я пою сердцем!»
Умер Леонид Осипович Утесов (Лазарь Иосифович Вайсбейн) 9 марта 1982 года в Москве.
Николай Картозия