Пластинка с патефоном и грамстолом, установленном в студиях
Радиокомитета, стала мощным средством пропаганды эстрадных
лирических песен и артистов эстрады. Она могла в самый короткий
срок вознести еще вчера мало кому известного исполнителя на
пик популярности.
Так произошло с Георгием Виноградовым, подобно Погодину, не
помышлявшему об эстрадной карьере.
Звание лауреата, завоеванное Виноградовым на Всесоюзном конкурсе
вокалистов в 1939 году, свидетельствовало, что на певца обратили
внимание. Но это было внимание поклонников оперной музыки и классического
романса. Их круг с кругом любителей эстрады совпадает лишь частично.
И что совершенно очевидно, круги эти несоразмерны. Не будем
утверждать, что соотношение 1905 года «на каждую запись серьезной
музыки сто пластинок легкого жанра» осталось неизменным, но
покупательский спрос и тиражи показывают, что эстрада и танцы
по-прежнему пользовались массовым успехом.
Среди любителей эстрады имя Георгия Виноградова приобрело широкую
известность с выпуском двух танго, ставших наряду с лучшими записями
Утесова, Шульженко приметой века — не двадцатого, а века джазовой
эстрадной советской песни, к тому же лирической.
"Счастье мое" и "Люблю" написаны композитором, не сыгравшим
заметной роли в музыке, но обладавшим счастливым умением
схватить те черты жанра, которые обеспечивали популярность.
Оба танго Е. Розенфельда не были плагиатом или компиляцией, но они
вобрали в себя музыкальные приемы, ходы, знакомые по другим
произведениям. Будучи подражательными, они не поднимались до
уровня оригинала.
Того же качества и их тексты. Как и в музыке, в них ничего
нового — все привычное, знакомое, имевшее безошибочный успех.
Подобное собрание «знакомого» обеспечило этим записям широкое
распространение.
Обе песни-танго вышли одновременно, на одной пластинке — с одной
стороны "Люблю", с другой—"Счастье мое"; с одной стороны
грусть расставания с "портретом", "письмом", неверной возлюбленной,
прошедшей «с улыбкой мимо», с другой—счастье любви, которое
герой песни нашел «в нашей дружбе с тобой».
Обе стороны пластинки выражали главные направления любовно-лирической
эстрады: оптимизм, радость, вызываемые взаимностью, и светлая грусть
«любви безответной».
И поскольку оба танго явились своеобразным концентратом, они
достаточно точно характеризуют мир лирической танцевальной
песни 30-х годов, потеснившей «старинный» цыганский романс,
заметно сдавший свои позиции, не выдержав натиска модных песен,
под ритмы которых можно было и петь, и танцевать.
На смену «грезам небывалым» и «чувствам бесконечным» пришла
иная стилистика, иные правила игры. Вряд ли кто из современников
в жизни изъяснялся так, как герои этих песен. Но пел он так:
Разве устами алыми
Ласковых слов не шептали мы?..
Это была условность, получившая широкое распространение, ставшая
чуть ли не общепринятой. Оттого она не могла казаться странной вместе
со своими «зовущим, вишневым алым ртом», «слезами, льющимися через
край», «портретом в багете золотом» и т. д.
Предельная сюжетная упрощенность, ясность, завершенность стояли в
этом же ряду, и сегодня нередко вызывают у новых слушателей ностальгию
по «ушедшему миру».
Георгий Виноградов становится первым солистом Государственного
джаза СССР.
Серьезное знакомство Виноградова с музыкой началось в
художественной самодеятельности в Казани - городе
его детства. В одном из клубных кружков он увлекся скрипичными
уроками. Увлечение это привело к тому, что, учась на рабфаке связи,
Виноградов не оставлял занятий скрипкой и успешно
закончил музыкальный техникум.
Однако музыку в ту пору Виноградов считал делом «для души»
и не помышлял о перемене профессии. Окончив в 1931 году рабфак,
он получает направление в Москву в Военную академию связи имени
Подбельского. Здесь только что принятый студент впервые пробует
свои силы в пении. Он участвует в концертах художественной
самодеятельности, выступает с ариями и романсами по радио,
посещает занятия Н. С. Голованова, который давал уроки
в Центральном доме художественной самодеятельности.
Вокальные успехи молодого певца заставляют принять окончательное
решение: за полгода до окончания академии (!) он оставляет ее и целиком
посвящает себя пению.
После победы на Первом Всесоюзном конкурсе вокалистов Георгий
Виноградов - солист Радиокомитета. Он поет в оперных радиопостановках,
исполняет большие концертные программы, в которые входили арии из
опер и романсы.
В Госджазе СССР ему в равной степени удавались и "Не пой, красавица",
в новой аранжировке, и лирические танцевальные песни "Весенний вальс",
"Спокойной ночи", "Танго" М. Блантера, «Гитара» А. Титова и другие.
Глеб Скороходов