Клавдия Ивановна Шульженко — эстрадная певица, актриса театра и кино родилась 11/24 марта 1906 года в Харькове.
Брала уроки вокала у профессора Харьковской консерватории Н. Л. Чемизова.
В 1923 году начала работать в Харьковском драматическом театре и в том же году
дебютировала как певица, исполнив романс "Звезды на небе" в спектакле «Казнь».
Принимала участие во всех дивертисментах, даваемых в театре, параллельно выступая
в рабочих клубах и на летних эстрадных площадках города. Исполняемые в этот период
"Шахта №3"" и Песня о кирпичном заводе" считаются первыми образцами современной
бытовой песни. В 1927 композитор Юлий Мейтус специально для Шульженко написал
несколько новых произведений ("Красный мак", "Красная армия", "Гренада"), которые
вскоре стали популярными.
Весной 1928 года Шульженко отправляется в Ленинград, где 5 мая, в День печати,
принимает участие в концерте для журналистов в Мариинском театре. После успешного
дебюта на сцене Московского мюзик-холла в программе «100 минут репортера»
в январе 1929 года, дирекция Ленинградского мюзик-холла приглашает Клавдию Шульженко
вступить в труппу театра. В репертуаре певицы появляются песни "Никогда",
"Негритянская колыбельная", "Физ-культ-ура!". В 1929 Шульженко гастролирует в Киеве и
Нижнем Новгороде. Вместе со многими известными артистами принимает участие в
программе «Аттракционы в действии». После резкой критики со стороны РАПМа и
Репертуарного комитета решает испытать себя в новом жанре. С помощью этнографа
Э. Паперной отбирает несколько народных песен для новой программы: украинские
"И шуме, и гуде", а также "Распрягайте, хлопцы, коней", русскую "Две кукушечки",
немецкую "Левый марш" (на стихи В. В. Маяковского) и др.
Участвует в театральных постановках. 2 октября 1931 года на сцене мюзик-холла
состоялась премьера спектакля «Условно убитый», главные роли в котором
исполняли К. Шульженко и Л. Утесов. Для героини Шульженко Маши Фунтиковой
Д. Д. Шостакович написал две песни — "Ах, как приятно вечерком" и "Милый,
видишь там и тут…". Режиссер М. Авербах приглашает Шульженко на роль комсомолки
Веры в кинофильме «Кто твой друг?». В комедии Э. Иогансона «На отдыхе» певица
исполняет лирическую песню за героиню фильма Тоню. Пластинка с записью
"Песни Тони" стала фонографическим дебютом Шульженко. В этом же году в студии
Заикина были записаны песни "Распрягайте, хлопцы, коней", "До свиданья,
тихий Дон", а также написанная Полем Марселем (П. А. Русаковым) специально для
Шульженко "Дружба" (Когда простым и нежным взором…).
В 1937 году Клавдия Ивановна Шульженко становится солисткой джаз-оркестра под руководством
Я. Б. Скоморовского. В первой песенной программе были представлены: "От края и до края"
И. Дзержинского, "Если Волга разольется" И. Дунаевского, джазовая интерпретация
"Тачанки" К. Листова и др. Большое внимание уделялось новым лирическим произведениям,
пришедшим на смену «цыганским» романсам. В 1938 году в репертуаре певицы появились
песни "Руки" И. Жака, "Записка" Н. Бродского, "Челита" Фернандеса.
В 1939 году Шульженко стала лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
В январе 1940 года был организован джаз-оркестр под управлением Шульженко и В. Коралли.
Выступление нового коллектива решено было сделать театрализованным.
В первой программе «Скорая помощь» обыгрывались эпизоды, связанные с
организациями, призванными оказывать «скорую помощь» в быту.
Вторая целиком строилась на «радиоконферансе». Появилось много шуточных
песен: "Курносый", "О любви не говори", "Упрямый медведь", "Нюра".
Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно
вступив в ряды действующей армии, Шульженко стала солисткой фронтового
джаз-ансамбля. За первый год ленинградской блокады дала 500 концертов.
В конце 1941 года в репертуаре певицы появилась песня "Синий платочек", ставшая
одной из самых популярных песен военного времени. Участвовала в съемках
фильма «Концерт фронту», в 1943 году представила программу «Города-герои».
В 1945 году Клавдии Шульженко было присвоено звание заслуженной артистки
республики. С лета 1945 года певица стала выступать сольно. Сотрудничала с известными
аккомпаниаторами: Л. Фишманом, Б. Мандрусом, Д. Ашкенази. Стремясь расширить
тематику и обогатить форму эстрадной песни, Шульженко в 1947 году обращается к сюите
В. Соловьева-Седова "Возвращение солдата" и "Симфоническому вальсу" А. Хачатуряна к
драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». С 1950 году сотрудничает с И. Дунаевским, который
пишет для певицы "Окрыляющее слово", "Письмо матери", "Школьный вальс", а также песни
для фильма с участием Шульженко «Веселые звезды». В 60-х годах Шульженко
отказалась от многих песен, которые, по мнению певицы, не соответствовали ее
возрасту, и вновь обратилась к репертуару военных лет. На концерте, посвященном
25-летию битвы под Москвой, исполняла "Давай закурим", "Синий платочек", "Моя тень".
В 1965 году выступила на первом фестивале советской эстрадной песни. В 1971 году Клавдии
Ивановне Шульженко было присвоено почетное звание народной артистки СССР. С конца 70-х годов
прекращает выступления с сольными программами, принимает участие в сборных концертах.
Одной из самых популярных песен ее репертуара в эти годы стала песня "Вальс о вальсе"
Э. Колмановского на стихи Е. Евтушенко.
Умерла Клавдия Ивановна в 1984 году в Москве.
Николай Картозия