Дизайнграммофонныхпластинок
Часть4.Пластинкиэкспериментальныхи местныхфабрик

С середины 1930 годов помимо крупных заводов под эгидой различных организаций (чаще всего Наркомата местной промышленности) начали создаваться небольшие фабрики по производству грампластинок. Одни из них располагали собственной аппаратурой для звукозаписи, другие занимались лишь переизданием популярных записей. Такие фабрики создавались по всей стране, однако наибольшее количество их было сосредоточено в Ленинграде. Тиражи выпускавшихся ими дисков по сравнению с объемами производства крупных заводов были весьма невелики, что и обуславливает сравнительную редкость и неизменную привлекательность для коллекционеров этой разнообразной группы пластинок, представленной в настоящем разделе несколькими характерными образцами.
 

Посмотреть картинку 400х400 Ранняя разновидность этикетки Фабрики звукозаписи Всесоюзного Радиокомитета. Здесь находилась прекрасно оборудованная студия, где и записывались впоследствии издаваемые на пластинках с такими этикетками музыкальные произведения. Надпись на представленной этикетке свидетельствует о плачевном уровне грамотности наборщика и невнимании или отсутствии корректора.
Посмотреть картинку 400х400 Более распространенный, чем предыдущий, вариант этикетки фабрики ВРК с измененным оформлением, в котором использовано распространенное в 1930 годы характерное написание строчных букв. Пластинки с подобными этикетками производились в 1938 - 1941 гг.
Посмотреть картинку 400х400 Вариант предыдущей этикетки с активным использованием цвета. Пластинки, изготавливавшиеся на фабрике ВРК небольшими тиражами, предназначались как для целей радиовещания, так и для продажи. На этих пластинках особенно значительно число записей джаза А.Цфасмана, являвшегося с 1939 года штатным оркестром ВРК.
Посмотреть картинку 400х400 Распространенная на Западе практика производства гибких грампластинок пришла в СССР во второй половине 1930 годов. Производством таких пластинок занималось множество фабрик, однако наиболее известны среди прочих экспериментальные пластинки с записями, сделанными на студии московского Дома звукозаписи. Ацетилцеллюлоза, из которой изготавливались пластинки, окрашивалась в самые разнообразные цвета, в остальном же оформление этих дисков крайне просто. Такие грампластинки звучали далеко не идеально и выдерживали не более нескольких десятков проигрываний, после чего приходили в негодность. В 1937 - 1938 годах серию записей сделал на студии этой фабрики оркестр Л.Утесова.
Посмотреть картинку 400х400 Этикетка ленинградской артели "Политехник" практически неизвестна и встречается крайне редко. Любопытное небанальное оформление здесь составляют несколько тяжеловато и традиционно изображенная одна из скульптурных групп работы М.Клодта с Аничкова моста в Петербурге, остроумно совмещенная с обобщенным рисунком завода, дым от которого выглядит пылью, поднятой будто бы ожившим непокорным бронзовым конем. Манера исполнения этой части рисунка - легкие штрихи, графичность - характерна для наиболее современных времени создания этикетки - 1935 году - образцов книжной и промышленной графики и свидетельствует о близком знакомстве с ними ленинградских художников.
Посмотреть картинку 400х400 Центральная радиолаборатория Ленинградского радиокомитета располагала собственной звукозаписывающей студией. Технологический процесс на ней контролировали инженеры Заикин, Эрдман, Товстолес и Абрамович. Фамилии первых трех и составили аббревиатуру "ЗЭТ", послужившую фирменным знаком для пластинок, производство которых находилось в ведении организации с труднопроизносимым названием "Ленметбытремпромсоюз". Обилие полукруглых линий в дизайне этой этикетки несколько разрушает цельность впечатления; в верхней части выделяется характерная для эпохи эмблема: рука с молотом на фоне шестерни. В 1937 году фабрикой были выпущены пластинки с оригинальными записями джаза Л.Утесова.
Посмотреть картинку 400х400 Этикетка Экспериментальной фабрики грампластинок Управления по делам искусств при Ленинградском облисполкоме 1938-1940-х годов, известной под названием "ЛЭФ". Небольшого размера, выполненные на фотобумаге, эти этикетки оформлялись чаще всего весьма скромно - варьировалась лишь манера написания названий музыкальных произведений. На студии фабрики сотрудничала та же группа инженеров звукозаписи, что и на "ЗЭТе", результатом чего стало появление множества любопытных пластинок, к примеру, переписанных с кинопленки или объединяющих две разные записи на одной стороне. На иллюстрации приведен пример как раз таких пластинок, выпускавшихся под названием "Дуплекс".
Посмотреть картинку 400х400 Этикетка Фабрики грампластинок "Ленинград" 1938 года несложна по рисунку. В качестве эмблемы здесь избрано изображение одной из ростральных колонн стрелки Васильевского острова в Петербурге. Схематические лучи, расходящиеся от ее верхней части и нередко встречающиеся в 1930 годы в оформлении этикеток, в данном случае напоминают о реальном историческом факте - использовании в ХIХ веке этих колонн как маяков.
Посмотреть картинку 400х400 Вариант этикетки той же фабрики 1939 - 1940 гг. В отличие от предыдущей, в компоновке здесь применен принцип асимметрии, позволяющий располагать элементы оформления более свободно, применить надпись с эффектным росчерком. Ростральная колонна вновь присутствует в качестве "фирменного" знака, ее изображение стало менее схематичным. Фабрика имела студию звукозаписи, где производились записи московских и ленинградских джаз-оркестров.
Посмотреть картинку 400х400 Впервые появившееся на этикетках пластинок в 1927 году обозначение "Музтрест" сохранилось на этикетке небольшой ленинградской фабрики 1930 годов. Правда, "Ленмузтрест" никакого отношения к Музтресту ВСНХ 1920 годов не имел. Буквы названия изображены здесь в виде нот, расположенных на нотном стане, одновременно напоминающем струны музыкального инструмента. Фабрика как переиздавала известные популярные пластинки, так и выпускала диски с оригинальными (ленинградскими) записями.
Посмотреть картинку 400х400 Пластинки с такой этикеткой изготовлял в конце войны Комбинат местной промышленности Свердловского района Ленинграда. Возможности ослабленной блокадой промышленности были довольно скромны, но даже при печати на грубоватой бумаге в один цвет художник постарался сохранить стилистику довоенных этикеток. В верхней части вырисовываются контуры еще одной петербургской достопримечательности - одного из двух древнеегипетских сфинксов, украшающих Университетскую набережную города.
Посмотреть картинку 400х400 Каждая из этикеток пластинок, выпускавшихся во второй половине 1930 годов фабрикой "Ленгоркино" оформлялась по-разному, но в едином стилистическом ключе. Узнать их можно по неизменной эмблеме фабрики с силуэтом петербургского Адмиралтейства, размещавшейся в нижней части этикеток, обычно печатавшихся на фотобумаге. В данной этикетке - советской копии английской пластинки с записью оркестра Джека Хилтона "Life Begins in Oxford Circus" - использовано изображение эффектно перехваченного занавеса и шрифт, характерный для зарубежной и советской графики того времени.
Посмотреть картинку 400х400 Фабрика грампластинок в Красном Селе под Ленинградом (в 1950 годы известная как Красносельский завод) собственной студии не имела и занималась во второй половине 1930 годов лишь переизданием популярных, в том числе и джазовых, пластинок, качество звучания которых значительно уступало оригиналам. В оформлении использовано профильное изображение одного из сфинксов Университетской набережной Петербурга. Дизайн этой этикетки 1938 - 1939 годов состоит в удачной комбинации элементов; отметим гармоничное сочетание цветов и эффектный силуэт сфинкса.
Посмотреть картинку 400х400 Вариант этикетки той же фабрики. Дизайн также весьма несложен: лента с надписью, лаконичный логотип фабрики на фоне стилизованных лучей. Здесь, как и на предыдущей иллюстрации, можно заметить, что этикетки помещены на пластинку со смещением и отверстие в диске не соответствует намеченной для него области на этикетке - особенность, характерная для советских пластинок того времени вообще.
Посмотреть картинку 400х400 Эта этикетка комбината местной промышленности Кировского района Москвы появилась в конце 1940 годов и, пожалуй, является первой из многих примеров нового расцвета локальных граммофонных производств в СССР в 1950 годы (их обзор выходит за принятые нами хронологические рамки и в настоящем разделе не приводится). Мотивы оформления во многом заимствованы с этикеток 1930 годов - раскрытый занавес, артист (в данном случае дирижер) на сцене.

 

Назад0123456Вперед
 



 
Возврат на главную страницу
Возврат на главную страницу