|
Ранняя разновидность этикетки Фабрики звукозаписи Всесоюзного Радиокомитета. Здесь находилась прекрасно оборудованная студия, где и записывались впоследствии издаваемые на пластинках с такими этикетками музыкальные произведения. Надпись на представленной этикетке свидетельствует о плачевном уровне грамотности наборщика и невнимании или отсутствии корректора. |
|
Более распространенный, чем предыдущий, вариант этикетки фабрики ВРК с измененным оформлением, в котором использовано распространенное в 1930-е годы характерное написание строчных букв. Пластинки с подобными этикетками производились в 1938 - 1941 гг. |
|
Вариант предыдущей этикетки с активным использованием цвета. Пластинки, изготавливавшиеся на фабрике ВРК небольшими тиражами, предназначались как для целей радиовещания, так и для продажи. На этих пластинках особенно значительно число записей джаза А.Цфасмана, являвшегося с 1939 года штатным оркестром ВРК. |
|
Распространенная на Западе практика производства гибких грампластинок пришла в СССР во второй половине 1930-х годов. Производством таких пластинок занималось множество фабрик, однако наиболее известны среди прочих экспериментальные пластинки с записями, сделанными на студии московского Дома звукозаписи. Ацетилцеллюлоза, из которой изготавливались пластинки, окрашивалась в самые разнообразные цвета, в остальном же оформление этих дисков крайне просто. Такие грампластинки звучали далеко не идеально и выдерживали не более нескольких десятков проигрываний, после чего приходили в негодность. В 1937 - 1938 годах серию записей сделал на студии этой фабрики оркестр Л.Утесова. |
|
Этикетка ленинградской артели "Политехник" практически неизвестна и встречается крайне редко. Любопытное небанальное оформление здесь составляют несколько тяжеловато и традиционно изображенная одна из скульптурных групп работы М.Клодта с Аничкова моста в Петербурге, остроумно совмещенная с обобщенным рисунком завода, дым от которого выглядит пылью, поднятой будто бы ожившим непокорным бронзовым конем. Манера исполнения этой части рисунка - легкие штрихи, графичность - характерна для наиболее современных времени создания этикетки - 1935 году - образцов книжной и промышленной графики и свидетельствует о близком знакомстве с ними ленинградских художников. |
|
Центральная радиолаборатория Ленинградского радиокомитета располагала собственной звукозаписывающей студией. Технологический процесс на ней контролировали инженеры Заикин, Эрдман, Товстолес и Абрамович. Фамилии первых трех и составили аббревиатуру "ЗЭТ", послужившую фирменным знаком для пластинок, производство которых находилось в ведении организации с труднопроизносимым названием "Ленметбытремпромсоюз". Обилие полукруглых линий в дизайне этой этикетки несколько разрушает цельность впечатления; в верхней части выделяется характерная для эпохи эмблема: рука с молотом на фоне шестерни. В 1937 году фабрикой были выпущены пластинки с оригинальными записями джаза Л.Утесова. |
|
Этикетка Экспериментальной фабрики грампластинок Управления по делам искусств при Ленинградском облисполкоме 1938-1940-х годов, известной под названием "ЛЭФ". Небольшого размера, выполненные на фотобумаге, эти этикетки оформлялись чаще всего весьма скромно - варьировалась лишь манера написания названий музыкальных произведений. На студии фабрики сотрудничала та же группа инженеров звукозаписи, что и на "ЗЭТе", результатом чего стало появление множества любопытных пластинок, к примеру, переписанных с кинопленки или объединяющих две разные записи на одной стороне. На иллюстрации приведен пример как раз таких пластинок, выпускавшихся под названием "Дуплекс". |
|
Этикетка Фабрики грампластинок "Ленинград" 1938 года несложна по рисунку. В качестве эмблемы здесь избрано изображение одной из ростральных колонн стрелки Васильевского острова в Петербурге. Схематические лучи, расходящиеся от ее верхней части и нередко встречающиеся в 1930-е годы в оформлении этикеток, в данном случае напоминают о реальном историческом факте - использовании в ХIХ веке этих колонн как маяков. |
|
Вариант этикетки той же фабрики 1939 - 1940 гг. В отличие от предыдущей, в компоновке здесь применен принцип асимметрии, позволяющий располагать элементы оформления более свободно, применить надпись с эффектным росчерком. Ростральная колонна вновь присутствует в качестве "фирменного" знака, ее изображение стало менее схематичным. Фабрика имела студию звукозаписи, где производились записи московских и ленинградских джаз-оркестров. |
|
Впервые появившееся на этикетках пластинок в 1927 году обозначение "Музтрест" сохранилось на этикетке небольшой ленинградской фабрики 1930-х годов. Правда, "Ленмузтрест" никакого отношения к Музтресту ВСНХ 1920-х годов не имел. Буквы названия изображены здесь в виде нот, расположенных на нотном стане, одновременно напоминающем струны музыкального инструмента. Фабрика как переиздавала известные популярные пластинки, так и выпускала диски с оригинальными (ленинградскими) записями. |
|
Пластинки с такой этикеткой изготовлял в конце войны Комбинат местной промышленности Свердловского района Ленинграда. Возможности ослабленной блокадой промышленности были довольно скромны, но даже при печати на грубоватой бумаге в один цвет художник постарался сохранить стилистику довоенных этикеток. В верхней части вырисовываются контуры еще одной петербургской достопримечательности - одного из двух древнеегипетских сфинксов, украшающих Университетскую набережную города. |
|
Каждая из этикеток пластинок, выпускавшихся во второй половине 1930-х годов фабрикой "Ленгоркино" оформлялась по-разному, но в едином стилистическом ключе. Узнать их можно по неизменной эмблеме фабрики с силуэтом петербургского Адмиралтейства, размещавшейся в нижней части этикеток, обычно печатавшихся на фотобумаге. В данной этикетке - советской копии английской пластинки с записью оркестра Джека Хилтона "Life Begins in Oxford Circus" - использовано изображение эффектно перехваченного занавеса и шрифт, характерный для зарубежной и советской графики того времени. |
|
Фабрика грампластинок в Красном Селе под Ленинградом (в 1950-е годы известная как Красносельский завод) собственной студии не имела и занималась во второй половине 1930-х годов лишь переизданием популярных, в том числе и джазовых, пластинок, качество звучания которых значительно уступало оригиналам. В оформлении использовано профильное изображение одного из сфинксов Университетской набережной Петербурга. Дизайн этой этикетки 1938 - 1939 годов состоит в удачной комбинации элементов; отметим гармоничное сочетание цветов и эффектный силуэт сфинкса. |
|
Вариант этикетки той же фабрики. Дизайн также весьма несложен: лента с надписью, лаконичный логотип фабрики на фоне стилизованных лучей. Здесь, как и на предыдущей иллюстрации, можно заметить, что этикетки помещены на пластинку со смещением и отверстие в диске не соответствует намеченной для него области на этикетке - особенность, характерная для советских пластинок того времени вообще. |
|
Эта этикетка комбината местной промышленности Кировского района Москвы появилась в конце 1940-х годов и, пожалуй, является первой из многих примеров нового расцвета локальных граммофонных производств в СССР в 1950-е годы (их обзор выходит за принятые нами хронологические рамки и в настоящем разделе не приводится). Мотивы оформления во многом заимствованы с этикеток 1930-х годов - раскрытый занавес, артист (в данном случае дирижер) на сцене. |