|
Эта этикетка, посвященная двадцатилетней годовщине Октябрьской революции, о чем говорят соответствующие даты, размещенные с левой и правой сторон, одновременно напоминает и о другом событии того же 1937 года - Всемирной выставке в Париже, где впервые была представлена монументальная скульптурная группа "Рабочий и колхозница" Веры Мухиной, украшавшая Советский павильон. Столь оперативное ее появление на этикетке грампластинки зафиксировало рождение нового символа страны Советов. Такие диски, репертуар которых составляли патриотические песни, исполненные в том числе и джаз-оркестрами, были изготовлены на Апрелевском заводе. |
|
Этикетка фабрики граммофонных пластинок "Ленинград" 1938 года также посвящена одновременно двум событиям - двадцатилетнему юбилею Красного флота, о чем свидетельствует надпись по верхнему краю этикетки, а также победе советских войск в военном конфликте у озера Хасан, отразившейся в репертуаре представленного диска. По оформлению, за исключением надписи вверху, этикетка мало отличается от своих собратьев, произведенных той же фабрикой; оригинальной находкой является использование глубокого синего тона, как нельзя лучше соответствующего "морской" тематике. |
|
В 1939 году Советский союз принял участие во Всемирной выставке в Нью-Йорке. В качестве музыкальной иллюстрации культуры народов нашей страны была выпущена серия пластинок, снабженных английским текстом и украшенных выставочной символикой - изображением колоссальной статуи "Советского рабочего", высоко поднимающего красную звезду, работы скульптора Вячеслава Андреева, которая украшала монументальный Советский павильон и завоевала популярность как в СССР, так и в США. Элементы оформления идеально уравновешены; стилизованные лучи образуют ритмичный геометрический декоративный мотив. |
|
Появившаяся в 1946 году, эта этикетка украшала пластинки с официальными записями - гимном СССР, революционными и патриотическими песнями, речами И.Сталина. Мотивы оформления заставляют вспомнить этикетку "SovSong" середины 1930-х годов - помещавшейся, впрочем, на пластинках с диаметрально противоположным репертуаром - те же Спасская башня и кремлевская стена, на этот раз трактованные более упрощенно, плоскостно и схематично. |
|
|
Эта и следующая иллюстрации воспроизводят единственную в своем роде в СССР в 1930-е годы пластинку, украшенную тематическими рисунками по всей плоскости диска. Слева помещен фрагмент нижней части пластинки в формате, пропорциональном изображениям других этикеток, справа - картинка целого диска в уменьшенном масштабе. Эта пластинка, выпущенная в 1939 году, своими весьма милитаристскими по духу рисунками, помещенными с обеих сторон, прославляет мощь советских вооруженных сил. Вот танки - гордость тогдашней армии, знаменитые истребители - "ястребки", на заднем плане - современные военные корабли. Вся эта мощь продвигается по ландшафту, весьма напоминающему Дальний Восток, где в 1938 и 1939 годах Советский союз одержал значительные военные победы. |
|
|
|
Оборотная сторона того же диска представляет основную силу Красного флота того времени - линкоры и самолеты военно-морской авиации. Художник - автор этих рисунков, явно балансирует на узкой грани между требованиями реализма и неизбежной условностью графического изображения, что придает общей картине некоторое впечатление так называемого "примитива", хотя и подбор цветов, и композиция остаются на высоком уровне. Этот диск изготовлялся по весьма сложной технологии, в результате чего возникало довольно ненадежное сочетание шеллачной основы, бумажных вкладок с иллюстрациями и ацетилцеллюлозы, куда были нанесены собственно звуковые дорожки. |
|